+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Уклонение уплаты налогов избежание налогов

Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (в.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Программа Законно. Мифы о схемах уклонения от уплаты налогов.

Избежание налогов

уклонение уплаты налогов избежание налогов
«Уход от налогов», «уклонение от налогов», «избежание налогов», «обход налогов», «налоговая оптимизация», «налоговое планирование» и т. д.

Уклонение от уплаты налогов: проблемы и решения 1. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты, осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени.

Уклонением уходом от уплаты налогов в общем смысле слова можно назвать те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в той или иной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей. Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками: во-первых, активными действиями налогоплательщика и, во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений.

Иными словами, субъект рассматриваемых нами отношений должен действовать умышленно, заранее осознавая характер своих действий, желая наступления определенных последствий и сознательно допуская их. В этой связи необходимо отметить, что сами по себе неумышленные, неосторожные действия например, по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников , повлекшие за собой снижение налоговых выплат, не могут рассматриваться в качестве способов уклонения от налогов, хотя по действующему налоговому законодательству налогоплательщик в этом случае не освобождается от ответственности п.

Формы уклонения от налогообложения различны по своей правовой природе и достаточно многочисленны. Однако, объединив их в определенные группы в зависимости от характера и содержания действий налогоплательщика, можно говорить о том, что уклонение от налогообложения осуществляется в трех основных формах: — непосредственно уклонение уход от уплаты налогов; — обход избежание налогов; — уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства налоговое планирование, налоговая оптимизация.

Непосредственно уклонение уход от уплаты налогов представляет собой форму снижения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно и незаконными способами уменьшает размер налогового обязательства. Уход от уплаты налогов осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения или преступления, т. Действия налогоплательщика при уходе от уплаты налогов незаконны и противоправны с самого начала. Они могут быть направлены как на снижение размера подлежащей внесению в казну суммы налогового платежа, так и на неуплату налога вообще.

Иначе говоря, при непосредственном уклонении от уплаты налогов снижение размеров налоговых обязательств достигается путем нарушения налогового законодательства, в чем состоит главное отличие ухода от уплаты налогов от налогового планирования налоговой оптимизации.

Уход от налогов чаще всего совершается в виде сокрытия занижения дохода прибыли , сокрытия или неучета других объектов налогообложения, фальсификации бухгалтерского учета, несвоевременной уплаты налогов, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот. Так как уход от уплаты налогов достигается противозаконными и умышленными действиями налогоплательщика, то за их совершение законодательством предусмотрены различные виды ответственности, а именно: гражданско-правовая, административная, уголовная и налоговая.

Обход избежание налогов — это форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан способы обхода налогов можно подразделить на две группы: правомерные и неправомерные.

К первой группе способов относятся следующие: — воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению; — организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком; — осуществление юридическим лицом деятельности, не подлежащей в силу закона налогообложению; — осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению.

Воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, или от собственности на облагаемые объекты. Например, чтобы не платить налог на имущество, юридическое лицо воздерживается от приобретения какой-либо собственности, облагаемой данным налогом. Воздержание — редкий, если не единственный, способ пассивного уклонения от налогообложения.

Однако данный способ уклонения непопулярен и неэффективен, так как может частично или полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя и не оправдать себя с точки зрения получения выгоды от такой деятельности. Организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком. При данном способе налогоплательщик старается перейти в группу субъектов, которые в силу законодательства не являются плательщиками того или иного налога.

Например, в соответствии с подп. Иначе говоря, вследствие того, что штат предприятия наполовину скомплектован из инвалидов, оно не является налогоплательщиком по производимым товарам, работам, услугам. Осуществление юридическим лицом деятельности, не подлежащей в силу закона налогообложению.

В данном случае юридическое лицо не будет являться налогоплательщиком в силу особенностей объекта налогообложения. Например, в соответствии с п. Осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению, как способ обхода налога характеризуется, как и в предыдущем случае, особенностью объекта налогообложения.

Однако если в предыдущем случае речь шла об особенностях объекта налогообложения по любым налогам, например по НДС, то в данном случае — только по получаемому доходу или прибыли. Так, гражданин в соответствии с подп. Вторую группу способов обхода налогов составляют неправомерные способы, при которых снижение или избежание налогов достигается незаконными действиями налогоплательщиков. По своей природе данные способы тяготеют к непосредственно уклонению уходу от уплаты налогов и являются правонарушениями.

К этой группе относятся два основных способа обхода налогов: — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации; — осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах. В соответствии с действующим гражданским законодательством хозяйствующий субъект должен пройти регистрацию в соответствующих органах государственного управления. Кроме того, ст. В случае нарушения указанных правовых норм хозяйствующие субъекты по законодательству будут относиться к налогоплательщиками, хотя фактически, вследствие отсутствия их регистрации в компетентных органах, они таковыми не являются.

Отсутствие государственной регистрации и постановки на налоговый учет позволяет юридическим и физическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность бесконтрольно, не уплачивая никаких налогов, сборов и других платежей. Уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства налоговое планирование, налоговая оптимизация — форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот и других законных приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов.

Иначе говоря, уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства — это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на вполне законных основаниях. Отсюда вытекает главное отличие уклонения от уплаты налогов без нарушения законодательства и непосредственно уклонения ухода от налогообложения.

В первом случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, т. Уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства существует в форме налогового планирования или, иначе, налоговой оптимизации.

Налоговое планирование — это совокупность операций, составляющих единую систему действий по снижению налоговых обязательств предприятия. Оно обычно рассчитано на длительный срок несколько отчетных периодов. В отличие от налогового планирования обход налогов чаще всего направлен на минимизацию налогов одномоментно, единовременно, или только по одному или нескольким направлениям деятельности предприятия.

Причины уклонения от уплаты налогов различны. Стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом.

Как говорил один из персонажей романа Дж. Думается, что в этой незатейливой формулировке и кроется основной побудительной мотив, заставляющий налогоплательщиков становиться на путь уклонения от уплаты налогов.

И эта проблема актуальна не только в России. Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов: — моральные нравственно-психологические ; — экономические; — технические правовые.

Моральные нравственно-психологические причины в основном кроются и порождаются характером налоговых законов. Если авторитет любого другого закона другой отрасли права базируется на длительном и единообразном его применении, что чаще всего обуславливается его общностью для всех, постоянством и беспристрастностью, то налоговый закон не является ни общим, ни постоянным, ни беспристрастным.

Налоговый закон не является общим в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков, в результате чего последние оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими.

Данное обстоятельство зачастую вызывает у предприятий, обделенных льготами, желание уравнять себя с льготниками. Чаще всего инструментом такого уравнивания выступает уклонение от уплаты налогов. Постоянство закона означает неизменность его положений на протяжении длительного периода времени. К сожалению, этого нельзя сказать о налоговых законах. Например, изменения и дополнения в Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций с момента его издания в 1991 году вносились 12 раз, в Закон о налоге на добавленную стоимость— 13 раз.

Постоянные изменения налогового законодательства, объекта налогообложения по различным налогам снижают авторитет налоговых законов, что, в свою очередь, вызывает у налогоплательщиков ощущение необязательности их исполнения. Кроме того, в отличие от других законов налоговые законы не являются беспристрастными, так как их устанавливает государство.

Даже самое законопослушное население относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих интересах. В связи с этим плательщики считают возможным уклоняться от возврата своих долгов. Таким образом, если длительность и единообразность применения закона определяют модель поведения граждан по отношению к нему, которая чаще всего тяготеет к соблюдению данного закона, то непостоянство, отсутствие общности и беспристрастности налогового закона, наоборот, вызывает у граждан неуважение к нему и, как следствие, влечет его нарушение в виде уклонения от уплаты налогов.

Однако моральные причины порождаются не только существом и характером налоговых законов, но еще и налоговой системой в целом.

Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов. Необходимо отметить, что некоторыми учеными моральные нравственно-психологические причины ставятся на первое место среди остальных причин, таких как экономические или политические. Так, по словам И. Кучерова основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.

Налоги как инструмент социальной политики используются довольно часто. Например, класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего.

Уклонение от уплаты налогов выступает здесь как форма сопротивления такому подавлению. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и, наоборот, понижает налоги на другие отрасли, более перспективные или слаборазвитые, с целью их быстрейшего развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, налоги для которых повышены, стараются уклониться от их уплаты, причем главной целью такого уклонения являются не только корыстные интересы, но и стремление сохранить предприятия и отрасль в целом на прежнем уровне.

Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два вида: причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика, и причины, порожденные общей экономической конъюнктурой. Финансовое положение налогоплательщика иногда является определяющим фактором для уклонения от уплаты налогов.

Он взвешивает — превысит ли выгода от уклонения от уплаты налогов возможные отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то плательщик налогов, скорее всего, уплачивать их не станет. Причем чем выше налоговая ставка, тем сильнее желание уклониться, так как получаемая выгода, естественно, увеличивается. Оправданием ему здесь будет служить стремление сохранить свое дело. Экономические причины, порожденные общей экономической конъюнктурой, проявляются в периоды экономических спадов или, наоборот, в периоды расцвета экономики и расширения международного сотрудничества.

В периоды экономических кризисов руководство любой страны вынуждено предпринимать соответствующие меры для стабилизации экономики. Чаще всего это достигается строгой регламентацией рынка и рыночных отношений путем установления фиксированных цен на отдельные группы товаров и введения системы распределения отдельных видов товаров.

Сделки, совершаемые на таком рынке, налогообложению не подлежат, так как они не могут быть проконтролированы государством, поэтому соблазн у предпринимателей работать на нем и, следовательно, уклоняться от уплаты налогов достаточно велик. С другой стороны, в периоды расцвета экономики и расширения международного сотрудничества, связей, торговли уклонение от уплаты налогов также может возрасти.

Как правило, налоговый контроль ограничивается территорией соответствующего государства, поэтому создается благоприятная обстановка для сокрытия предпринимателями своих доходов за границей благодаря свободному движению капитала. Технические правовые причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Кроме того, следует отметить, что само налоговое законодательство зачастую дает предпринимателю все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности, это обусловлено: — наличием в законодательстве налоговых льгот, что заставляет предпринимателя искать пути для того, чтобы ими воспользоваться; — наличием различных ставок налогообложения, что также подталкивает налогоплательщика к выбору вариантов с более низким налоговым окладом; — наличием различных способов отнесения расходов и затрат: на себестоимость, финансовые результаты, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия; данное обстоятельство непосредственно влияет на расчет налогооблагаемой базы; — наличием пробелов в налоговых законах, объясняемых несовершенством юридической техники и неучетом законодателем всех необходимых обстоятельств, способных возникнуть при исчислении или уплате того или иного налога; например, 442 Налоговый контроль перечисление денег в фонды развития предприятий выводило до 1992 года из-под налогообложения огромные суммы, пока закон прямо не включил подобные перечисления в налогооб-лагаемую базу по налогу на прибыль и НДС.

В заключение необходимо отметить, что предприниматель может встать на путь уклонения от уплаты налогов не только по одной из перечисленных выше причин, но, как это чаще всего бывает, сразу из-за нескольких, т.

Образуя определенную совокупность, иногда они заставляют уклоняться от налогов даже законопослушных граждан. Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия как для экономики, так и для государства в целом.

Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходится ограничивать себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.

Уклонение от уплаты налогов и оптимизация налогообложения

Однако в случае уклонения от уплаты налогов лицо должно осознавать противоправный характер своих действий. В апреле 2001 года в отношении руководителей одного крупного банка по признакам состава преступления, предусмотренного ч. Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на пользователей автодорог за 1998-2000 годы. В ходе проверки было установлено, что в нарушение п. В соответствии с Законом РФ от 27.

При использовании субъектом своего права на повышение понижение ставки налога можно считать, что такая ставка установлена субъектом Российской Федерации. Законом г. Москвы от 03. В результате неправильно примененной ставки налога банк не исчислил и не уплатил налог в территориальный дорожный фонд за 1998-2000 годы в сумме около 10 млн руб.

О наличии в действиях руководства банка умысла на уклонение от уплаты налогов свидетельствует письмо ГНИ, адресованное генеральному директору банка, в котором разъясняется, что при определении ставки налога, исчисляемого в дорожный фонд г. Москвы, применяется ставка федерального налога. Однако перерасчет банком не делался, а налог платился по старой ставке, что и выявила документальная проверка, проведенная в январе-марте 2001 года.

Таким образом, у банка имелось более полутора месяцев для исправления создавшейся ситуации и подготовки уточненных расчетов налога и внесения недоплаченных сумм в бюджет. Состоявшиеся два заседания арбитражного суда полностью подтвердили позицию налогового органа. Рассуждая о пределах налоговой оптимизации, авторы книги под редакцией А.

Брызгалин А. Хочется спросить авторов, а какую же иную цель, кроме уклонения от уплаты налогов, может преследовать предприниматель, сокрывший выручку или имущество? Может быть, спрятать от жены или докучливых родственников или от кредиторов? Конечно, налогоплательщик может найти объяснения своим действиям с помощью аргументов о трудном положении предприятия, необходимости платить заработную плату работникам и т.

Однако от этого налоговое преступление в случае наличия крупного ущерба от таких действий не станет правонарушением. Неоприходование денежной выручки в кассу предприятия в большинстве случаев приводит к фальсификации бухгалтерских документов и, как следствие, к внесению в бухгалтерскую отчетность искаженных данных и свидетельствует о наличии умысла ответственного за это лица на использование данной выручки в теневом то есть находящемся вне налогообложения обороте.

Выручка может быть также не оприходована и в целях хищения данных средств, но это уже находится в компетенции органов внутренних дел. Вообще факты сокрытия выручки выявляются достаточно сложно, ведь лица, совершившие данные деяния, тщательно продумывают, как скрыть следы своих теневых финансово-хозяйственных операций.

Для того чтобы это документально подтвердить, необходим высокий профессиональный уровень лиц, осуществляющих оперативные мероприятия, проведение встречных проверок, а также выявление документов, которые лица, скрывающие выручку, предпочитают не оставлять.

Способы и методы оптимизации налогообложения Рассмотрим некоторые схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

С нашей точки зрения, данные схемы можно разделить на две группы. К данной группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы проценты или фиксированная сумма и т.

Ведь большинство предпринимателей решает вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта. Примеров применения таких схем много, приведем несколько из них.

Так, многие руководители предприятий используют статус частного предпринимателя без образования юридического лица для существенного сокращения выплачиваемых налогов, получая льготы, предоставленные Федеральным законом от 29.

Еще пример: туристическая компания для обеспечения своей основной деятельности покупает несколько транспортных средств автобусов , однако оформляет их в частную собственность родственников учредителей фирмы, которые, в свою очередь, выписывают доверенность на управление автобусами нанятым водителям и при этом с туристической фирмой заключают договоры о сдаче в аренду данных транспортных средств.

В итоге транспортные средства на баланс фирмы не ставятся, налоги не уплачиваются. Наличие такой фальсификации автоматически делает такую схему нелегитимной. К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, проще говоря, использование оффшорных зон.

Использование данного способа оптимизации является одним из наиболее популярных, в результате чего из страны по налаженным каналам и схемам уходят огромные средства. Вопросы оптимизации страховых взносов в государственные внебюджетные фонды [а сейчас единого социального налога взноса ] являются для налогоплательщиков не менее актуальными, чем минимизация налоговых платежей.

Проблема отчислений платежей во внебюджетные социальные фонды тесно связана с проблемами правильности исчисления и уплаты налогов с доходов физических лиц, как работающих по найму, так и являющихся предпринимателями.

Можно предположить, что и способы минимизации единого социального налога взноса не будут особенно сильно отличаться от прежних способов оптимизации страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Однако, как показывает практика, на новый порядок уплаты налога почти сразу находится несколько способов минимизации и уклонения от уплаты. Объясняется это тем, что над разработкой налоговых законов трудятся десятки человек, а над схемами минимизации сотни тысяч, причем не с самой худшей подготовкой и образованием.

Законными их не назовешь, так как при их реализации появляются неучтенные наличные денежные средства, которые используются в личных корыстных интересах лиц, участвующих в данной схеме, но и незаконной ее назвать трудно, так как при правильной организации схема выглядит юридически безупречно. Такой схемой является возможность пользования льготой по налогу на прибыль, предоставляемой некоторыми субъектами Российской Федерации, лицами при перечислении средств на благотворительные цели.

Суть льготы заключается в уменьшении суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на величину фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например, на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, и т.

Для этого организация, которой перечисляются средства, завышает затраты, произведенные на благотворительную целевую деятельность. Практика показывает, что организации, пользующиеся данной схемой, можно условно разделить на две группы. Отметим, что непосредственно благотворительной деятельностью многие такие организации занимаются только на бумаге, реальной пользы кроме, естественно, своих создателей никому не приносят и должны рассматриваться правоохранительными органами как часть схемы по уклонению от уплаты налогов.

Ко второй группе можно отнести реально работающие организации, оказывающие помощь социально не защищенным категориям населения, но в силу специфики состояния нашей экономики и морально-нравственного климата в обществе не способные иным образом кроме как за возврат части перечисленного привлечь инвесторов для осуществления своей деятельности. Такие организации, как правило, весьма законопослушны, регулярно отчитываются перед налоговыми органами и инвесторами о целевом расходовании полученных средств.

Естественно, что для того, чтобы отдать часть перечисленных средств, такие организации вынуждены завышать произведенные расходы. Приведем также пример нелегитимной схемы, то есть схемы, использование которой может быть квалифицировано по ст. Это использование счетов в так называемых проблемных банках. Суть данной схемы всем хорошо знакома. Действительно, зачем использовать различные громоздкие схемы с участием общественных организаций чернобыльцев, детских спортивных учреждений, организаций кинематографистов, требующих большого объема отчетных и иных документов, когда можно просто отправить платежку в проблемный банк?

Конечно, проанализированные способы оптимизации налогообложения являются далеко не исчерпывающими. Многие налогоплательщики используют иные способы. Некоторые изобретают свое ноу-хау в этой области. Завершая обсуждение данного вопроса, отметим, что одним из методов налоговой оптимизации И. Кучеров И.

Налоговое право России. С нашей точки зрения, уменьшение предпринимательской активности не является методом налоговой оптимизации. Приведенный И. Кучеровым пример показывает, что высокая ставка налога может побудить лицо отказаться от какого-либо вида коммерческой деятельности вследствие чрезмерного уровня налогообложения данной деятельности.

Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов. Налоговые органы отдельных стран время от времени предпринимают специальные расследования с целью оценить масштабы оптимизации налогообложения в отдельных отраслях экономики и сферах деятельности по отдельным видам сделок и операций , выявить наиболее распространенные методы и приемы оптимизации, а также определить грани уклонения от налогов и оптимизации.

При этом исследуются недостатки и просчеты в законодательстве, которые способствуют или делают возможным такие уклонения, разрабатываются конкретные меры борьбы и новые законодательные акты, пресекающие эту деятельность и развитие самого процесса. Основное внимание при этом уделяется таким трудно контролируемым группам налогоплательщиков, как предприниматели, лица свободных профессий и владельцы предприятий мелкого и среднего бизнеса, среди которых уклонение от уплаты налогов получило наибольшее распространение и продолжает прогрессировать и которые не уделяют достаточного внимания разграничению налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов.

В Российской Федерации, как и других странах, принимаются меры по предупреждению и упорядочению практики оптимизации налоговых платежей. Однако правовые нормы, содержащиеся в различных отраслях права, не скоординированы, не составляют единой системы, не согласованы между собой и нуждаются в совершенствовании. Как мы уже отмечали, налоговая оптимизация - это использование пробелов в действующем законодательстве с целью уменьшения налоговых платежей.

С нашей точки зрения, налоговое законодательство должно быть таким, чтобы максимально уравнивать возможности каждого налогоплательщика по использованию схем оптимизации налогообложения. Небогатые фирмы обычно практически ничего не минимизируют, так как на это у них нет денег. Оптимизировать же на свое усмотрение - занятие довольно опасное.

Содержание специалиста в данной области или обращение в фирмы, оказывающие услуги по оптимизации, является достаточно дорогим удовольствием. Оптимизация имеет смысл, когда затраты, произведенные на ее осуществление, меньше, чем сэкономленные налоги и риск того, что налоговые органы не примут позицию налогоплательщика.

Поэтому и минимизируют налоговые платежи, как правило, фирмы со средними и большими оборотами. Следует отметить, что налоговая оптимизация ставит налогоплательщиков, отчасти, в неравные условия в конкурентной борьбе. Ведь небольшая фирма, производящая продукцию и не имеющая больших оборотов и средств для оптимизации, находится в менее выгодных и благоприятных условиях, чем ее более крупный конкурент, производящий аналогичную продукцию и использующий схемы минимизации и, соответственно, платящий меньшие налоги и за счет этого имеющий возможность реализовывать продукцию дешевле.

Поэтому в интересах государства защитить мелкие фирмы, сделать все возможное для устранения возможностей для оптимизации, соответствующим образом прорабатывать налоговые законопроекты.

В то же время часть вторая НК РФ дает налогоплательщикам не меньше возможностей для создания схем оптимизации, чем прежнее налоговое законодательство.

Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица Деяние: Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность: Крупный: - более 3 000 000 руб. Особо крупный: - более 36 000 000 руб.

Наказание: За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний: - штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; - обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов; - лишение свободы на срок до двух лет.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, либо группой лиц по предварительному сговору может быть применено одно из следующих наказаний: - штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; - лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Срок давности: - для преступления совершенного в крупном размере — 2 года; - для преступления совершенного в особо крупном размере — 6 лет. Уклонение от уплаты налогов и или сборов с физического лица Деяние: Непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность: Крупный при выполнении одного из условий : - более 600 000 руб. Особо крупный при выполнении одного из условий ; - более 3 000 000 руб. Наказание: За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний: - штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет - арест на срок до шести месяцев - лишение свободы на срок до одного года За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний: - штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет; - лишение свободы на срок до трех лет.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Уклонение от уплаты налогов и или сборов с организации Деяние: Непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность: Крупный при выполнении одного из условий : - более 2 000 000 руб.

Особо крупный при выполнении одного из условий ; - более 10 000 000 руб. Наказание: За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний - штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; - арест на срок до шести месяцев - лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере или по предварительному сговору группы лиц, может быть применено одно из следующих наказаний: - штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; - лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Срок давности: - для преступления совершенного в крупном размере — 2 года; - для преступления совершенного в особо крупном размере — 10 лет. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199. Неисполнение обязанности налогового агента Деяние: Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и или сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет внебюджетный фонд Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность: Крупный при выполнении одного из условий : - более 2 000 000 руб.

Наказание: За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний: - штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; - арест на срок до шести месяцев - лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний: - штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет; - лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и или сборов Деяние: Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и или сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет внебюджетный фонд Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность: - более 1 500 000 руб.

Наказание: За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний: - штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет; - лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Срок давности:.

Раздел 1 1. Кроме того статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги. Это означает, что законодательство напрямую санкционирует изъятие у налогоплательщика его частной собственности в форме налога.

Но, с другой стороны, та же Конституция в статье 45 предоставляет всем право защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, Конституция признает право налогоплательщика на реализацию мер по защите его права собственности, в том числе и направленных на уменьшение налоговых обязательств. Однако, следует подчеркнуть что право уменьшать налоговые платежи не безгранично.

Налогоплательщик имеет право лишь на те действия, которые не противоречат законодательству. В этом состоит основное отличие между двумя понятиями: уклонение от уплаты налога и избежание налогообложения налоговая оптимизация, минимизация налогообложения.

Уклонение от уплаты налога состоит в действиях налогоплательщика, нарушающих законодательство и приводящих в итоге к сокращению налоговых отчислений в бюджет. Как известно, действия, нарушающие закон делятся на преступления и правонарушения. Понятие налогового преступления дается в статьях 194, 198, 199 Уголовного кодекса РФ.

Следует заметить, что здесь налоговое преступление определено очень расплывчато: уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом. По сути, список "иных способов" может быть бесконечным. Однако, более или менее детально они изложены в статьях 116-126 НК РФ, а т. Любое из этих деяний является правонарушением лишь до тех пор, пока ущерб государству от них является не значительным.

Но в случае если правонарушение приводит к ущербу свыше 1000 МРОТ, оно попадает в разряд преступлений схема по статьям. Прямой противоположностью уклонению от уплаты налогов является избежание налогообложения, основанное на использовании совершенно законных способов для уменьшения или отсрочки уплаты налогов. В рамках рыночного подхода налогоплательщик стремиться организовать ведение бизнеса, систему финансовых взаимоотношений с партнерами и саму организационную структуру предприятия так, чтобы максимально полно использовать льготы, пробелы и особенности норм законодательства в свою пользу.

По сути, это не уклонение от уплаты налогов, так как налогоплательщик не отрицает своей готовности отразить в декларации все доходы и расходы и уплатить сумму налога, а оптимизация их величины с учетом альтернативных возможностей ведения бизнеса и отражения хозяйственных операций в учете.

В этом состоит основное отличие между двумя понятиями: уклонение от уплаты налога и избежание налогообложения (налоговая оптимизация.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Раскрыта новая схема уклонения от уплаты налогов


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий