+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Решение налоговой проверки вступает в силу

Порядок вынесения руководителем налогового органа решения по налоговой проверки и его вступление в законную силу. до дня вступления в законную силу обжалуемого решения налогового органа.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налоговые споры

Порядок вступления в силу решения налогового органа в случае подачи апелляционной жалобы

решение налоговой проверки вступает в силу
Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение его представителю.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения ответственному участнику этой группы. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение его представителю.

Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено его представителю , под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом его представителем. В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации обособленного подразделения или месту жительства физического лица.

В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101-2 настоящего Кодекса.

Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке 1.

В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы. Порядок обжалования 1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и или в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае, если решение по жалобе апелляционной жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб апелляционных жалоб , могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и или в судебном порядке. Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе апелляционной жалобе , установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов в том числе нормативных налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае обжалования акта налогового органа или действия его должностного лица в вышестоящий налоговый орган по заявлению лица, подавшего жалобу, исполнение обжалуемого акта или совершение обжалуемого действия может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации. Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия принимается вышестоящим налоговым органом.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Повторное обращение с жалобой апелляционной жалобой производится в сроки, установленные настоящей главой для подачи соответствующей жалобы.

Лицо, подавшее жалобу апелляционную жалобу , до принятия решения по жалобе апелляционной жалобе может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. Отзыв жалобы апелляционной жалобы лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой апелляционной жалобой по тем же основаниям.

Порядок и сроки подачи жалобы 1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе апелляционной жалобе. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы 1. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган.

Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения. Апелляционная жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Статья 139-2.

Форма и содержание жалобы апелляционной жалобы 1. Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе указываются: 1 фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу; 2 обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц; 3 наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются; 4 основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены; 5 требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу. Положения настоящей статьи применяются также к апелляционной жалобе. Статья 139-3. Оставление жалобы апелляционной жалобы без рассмотрения 1. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что: 1 жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание; 2 жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано; 3 до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части; 4 ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные настоящим Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

Положения настоящей статьи, за исключением положений подпункта 2 пункта 1, применяются также к апелляционной жалобе. Рассмотрение жалобы апелляционной жалобы 1. В ходе рассмотрения жалобы апелляционной жалобы лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу апелляционную жалобу , документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу апелляционную жалобу , дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы апелляционной жалобы , а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу апелляционную жалобу.

По итогам рассмотрения жалобы апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган: 1 оставляет жалобу апелляционную жалобу без удовлетворения; 2 отменяет акт налогового органа ненормативного характера; 3 отменяет решение налогового органа полностью или в части; 4 отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; 5 признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101-4 настоящего Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы апелляционной жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу апелляционную жалобу , дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы апелляционной жалобы , и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101-4 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101-4 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Решение по жалобе апелляционной жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы апелляционной жалобы.

Указанный срок может быть продлен руководителем заместителем руководителя налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов информации , необходимых для рассмотрения жалобы апелляционной жалобы , или при представлении лицом, подавшим жалобу апелляционную жалобу , дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем заместителем руководителя налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов информации , необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя заместителя руководителя налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы апелляционной жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу апелляционную жалобу , в течение трех дней со дня его принятия. Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы апелляционной жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу апелляционную жалобу , в течение трех дней со дня его принятия.

Статья 2 Признать утратившим силу пункт 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов положений законодательных актов Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.

Статья 3 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. В случае, если жалоба апелляционная жалоба на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Положения абзацев первого и второго пункта 2 и пункта 3 статьи 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона до 1 января 2014 года применяются только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В.

Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры

Если таких обстоятельств нет, то дополнительно руководитель инспекции его заместитель выясняет: нет ли обстоятельств, которые могут исключить вину организации; нет ли смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств. В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции его заместитель принимает по итогам проверки: либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения; либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Инспекция не обязана принимать итоговое решение непосредственно в день рассмотрения материалов налоговой проверки в присутствии представителей организации.

Она вправе сделать это и в последующие дни. Данный вывод следует из того, что налоговое законодательство не предъявляет к инспекции требования о вынесении решения непосредственно в ходе такого рассмотрения п. Инспекция обязана только обеспечить организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки п. При этом извещать организацию о дне принятия решения по итогам проверки инспекция не обязана. В течение 10 рабочих дней после окончания срока, отведенного организации на представление письменных возражений по акту, инспекция должна рассмотреть материалы проверки и принять окончательное решение по ней.

По усмотрению инспекции 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Это следует из совокупности положений пункта 1 статьи 101 и пункта 6 статьи 6. Кроме того, правомерность данного подхода подтверждена многочисленной арбитражной практикой см. Если в организации была проведена камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению, то одновременно с итоговым решением по проверке инспекция принимает дополнительное решение, связанное с возмещением налога п.

Содержание решения В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны: обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых было принято решение об отказе в привлечении организации к ответственности. Вместе с тем, в указанном решении могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные: срок на обжалование вынесенного решения; порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган; наименование и адрес налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения; иные необходимые по мнению руководителя инспекции его заместителя сведения.

Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги при возврате или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога.

Вручение решения В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации абз. Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения п. Вручить решение инспекция должна лично законному или уполномоченному представителю организации. Если вручить решение невозможно, то инспекция может направить его по почте заказным письмом.

В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки.

Кроме того, решение может быть передано в организацию по телекоммуникационным каналам связи. При таком варианте решение будет считаться полученным, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит решение на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Пример определения даты получения решения по налоговой проверке. Ответ: да, может, если изменения улучшают не ухудшают положение организации или носят технический характер например, исправление опечаток.

Налоговое законодательство не представляет возможности инспекции вносить изменения в решение по проверке. Вместе с тем, оно не содержит и запрета на такие действия. В результате если изменения, которые инспекция вносит в решение, не меняют или улучшают положение организации например, приводят к уменьшению суммы недоимки , то они считаются вполне правомерными.

Такие изменения не нарушают прав организации и могут быть приняты во внимание. Если же изменения, которые инспекция вносит в решение, возлагают на организацию дополнительные налоговые обязательства например, увеличивают сумму недоимки , то они признаются незаконными.

Такие изменения нарушают права организации и не должны приниматься во внимание. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого подхода см.

Вступление решения в силу По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации п.

Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.

Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией. Если решение налоговой инспекции отменят полностью или частично , оно вступит в силу с учетом внесенных изменений с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции. Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше, чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы.

Такой порядок установлен статьей 101. После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки п. Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок абз.

Если организация согласна с решением по проверке и с доначисленными в нем суммами, то она вправе исполнить решение полностью или частично еще до того, как решение вступит в законную силу и инспекция выставит требование об уплате доначисленных сумм абз. Если организация не согласна с решением по проверке или с доначисленными в нем суммами, то она вправе его обжаловать ст.

Ответ: да, можно, если нарушены существенные права проверяемой организации. Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения абз. Итоговое решение по проверке принимается по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки п.

Решение должно быть подписано лицом руководителем инспекции или его заместителем , которое принимало непосредственное участие в рассмотрении материалов. Считается, что нарушение этого правила может привести к принятию неверного решения.

Тем самым могут быть нарушены существенные права проверяемой организации. В таком случае сам факт, что итоговое решение по проверке приняло лицо, которое не участвовало в рассмотрении материалов, может стать основанием для отмены решения по проверке.

Ответ: да, можно. Исходя из указанного, можно сделать следующий вывод. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды отменяют решения по проверкам, если при их составлении инспекцией были допущены следующие нарушения: в решении не приведены обстоятельства налогового правонарушения, то есть не указано, какими действиями организация нарушила нормы законодательства см. Все нарушения, выявленные в ходе проверки, проверяющие фиксируют в акте.

Подготовленный акт инспекция обязана вручить организации, чтобы та в свою очередь при необходимости могла подготовить пояснения по выявленным нарушениям и представить их в инспекцию в письменном или устном виде в ходе рассмотрения материалов проверки.

Если по итогам проверки инспекция привлекает организацию к ответственности за нарушения, которые не были отражены в акте, то в такой ситуации инспекция не обеспечивает организации возможность давать пояснения по выявленным нарушениям. Указанные действия со стороны инспекции являются достаточным основанием для отмены решения по налоговой проверке. Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода см. Вас также может заинтересовать.

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его.

Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

Порядок вынесения руководителем налогового органа решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен статьей 101 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение: о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следует учитывать, что рассчитывать вынесение решения непосредственно в день рассмотрения материалов налоговой проверки не стоит см.

Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки Исходя из уже сложившейся судебной практики и положений статей 100 и 101 Налогового кодекса РФ, налоговый орган должен предоставить налогоплательщику 15-дневный срок на представление письменных возражений на акт налоговой проверки со дня его получения п.

Руководитель налогового органа или его заместитель должен известить проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, проведенной в отношении него п.

Указанная норма говорит о том, что первостепенной обязанностью налогового органа перед началом рассмотрения материалов налоговой проверки является принятие всех необходимых и достаточных мер по извещению налогоплательщика, в отношении которого была проведена налоговая проверка, чтобы в последующем исключить нарушение права налогоплательщика на защиту своих законных прав и интересов. При этом под достаточными и необходимыми мерами по извещению проверяемого лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, понимается не только факт его извещения факт отправки извещения лицу , но и вручение такого извещения надлежащему лицу, несмотря на то, что участие налогоплательщика проверяемого лица в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки — это его право, а не обязанность.

Даже если по какой-либо причине налогоплательщик не обеспечит явку на рассмотрение материалов налоговой проверки, это не будет являться препятствием для рассмотрения материалов проверки в его отсутствие. Главное, что он был надлежащим образом извещен, и у налогового органа имеются в подтверждение такого извещения подтверждающие документы.

Налоговым кодексом РФ на сегодня не установлено каких-то ограничительных способов извещения налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, он может быть извещен об этом мероприятии в том же порядке, как при вручении акта налоговой проверки см. Извещение о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вручено лично под роспись налогоплательщику, в отношении которого была проведена налоговая проверка, может быть направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой, факсограммой, телеграммой, с использованием средств электронной связи.

Как мы видим, способов извещения более чем достаточно. Прямого указания на отправку налоговым органом извещения налогоплательщику о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки заказным письмом с уведомлением о вручении действующий Налоговый кодекс РФ не содержит. Поэтому в большинстве случаев, налоговики отправляют подобные извещения о вызове на рассмотрение материалов налоговой проверки заказным письмом без уведомления, полагая, что днем его получения налогоплательщиком по умолчанию будет являться отведенный законом на получения почтовой корреспонденции срок, то есть шестой день с момента отправки.

Такой способ отправки применяется налоговым органом только тогда, когда проверяемый налогоплательщик намеренно уклоняется от получения корреспонденции. Во всех остальных случаях, в том числе и в рассматриваемом случаи, налоговому органу нужно установить факт вручения извещения или причину не получения.

Если проверяемому лицу известно о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, оно считается извещенным надлежащим образом. На практике встречается еще одна ошибка со стороны налоговиков в том, что в извещении они не указывают, что проверяемое лицо приглашается в налоговую инспекцию на рассмотрение материалов налоговой проверки, проведенной в отношении него, а целью вызова указывают лишь получение решения по результатам рассмотрения материалов проверки — это ошибка налоговиков, и это необходимо учитывать.

Извещение о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки должно быть вручено непосредственно тому лицу физическому или юридическому лицу , в отношении которого была проведена налоговая проверка п.

Такое извещение может быть вручено и представителю проверяемого лица, в таком случае налоговому органу следует внимательно ознакомиться с полномочиями такого представителя перед вручением извещения. Несмотря на то, что налоговые органы не несут обязанности по ознакомлению проверяемого налогоплательщика со всеми материалами налоговой проверки, Налоговый кодекс РФ закрепил за проверяемым налогоплательщиком право ознакомиться со всеми документами, содержащимися в материалах налоговой проверки абз.

С точки зрения суда, налогоплательщик вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки в той мере, в которой это не нарушит прав третьих лиц, поскольку помимо права налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки законом предусмотрена еще и обязанность должностных лиц налоговых органов не разглашать налоговую тайну и не нарушать тем самым права третьих лиц см. При этом руководитель налогового органа или его заместитель самостоятельно решает, какой срок необходим проверяемому лицу для ознакомления с материалами налоговой проверки.

Однако в соответствии с налоговым законодательством РФ такое ознакомление необходимо осуществить не позднее двух дней до начала рассмотрения материалов налоговой проверки.

Одновременно с этим проверяемый налогоплательщик может заявить в налоговый орган о своем праве ознакомиться и с материалами дополнительного налогового контроля, налоговый орган в свою очередь должен предоставить ему для этого разумный срок.

Также налогоплательщику предоставлено право давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. Обязанности налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки и принятии решения о привлечении к ответственности Перед началом рассмотрения материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа или его заместитель, прежде всего, обязан: объявить лиц, рассматривающих материалы налоговой проверки и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению; установить факт явки всех лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Если лица, приглашенные для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки не явились в налоговый орган в назначенный день, руководитель налогового органа или его заместитель: устанавливает факт извещения в установленном законом порядке участников проверки, принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц, либо об отложении такого рассмотрения; проверить полномочия представителя налогоплательщика, в случае его участия от имени проверяемого лица п.

При отложении рассмотрения материалов налоговой проверки проверяемый налогоплательщик обязательно должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте нового рассмотрения.

Все вышеперечисленные процессуальные действия подготовительного характера руководитель налогового органа или его заместитель должен выполнить с целью соблюдения условий рассмотрения материалов налоговой проверки.

После этого руководитель налогового органа приступает к непосредственному рассмотрению материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа должно оглашается: акт налоговой проверки; иные материалы мероприятий налогового контроля; письменные возражения налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка п.

На стадии рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом исследуются: представленные доказательства; документы, ранее истребованные у налогоплательщика; документы, представленные в налоговые органы при проведении проверки налогоплательщика; иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки служит основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в этом.

Оформление результата рассмотрения материалов налоговой проверки принятие решения. Акт составляется независимо от того, были ли установлены факты нарушения налогового законодательства или нет. Акт налоговой проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Акт налоговой проверки не должен содержать помарок и исправлений, за исключением тех, что были оговорены и заверены подписями лиц, подписывающих такой акт. В акте налоговой проверки должны быть отражены все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным налоговым правонарушениям, в частности: сведения о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях расчетах ; правильность и полнота отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете; об источниках оплаты произведенных налогоплательщиком затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком налогового правонарушения нарушения.

Акт налоговой проверки подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и налогоплательщиком, в отношении которого она проводилась или его уполномоченным представителем. Если проверяемое лицо отказывается от подписания указанного акта, в нем должностным лицом налогового органа делается соответствующая запись в акте. Акт налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка или его представителю под роспись или передается иным способом, подтверждающим дату его получения проверяемым лицом или его представителем.

В случае, уклонения проверяемого лица от получения акта, этот факт заносится в акт налоговой проверки, а сам акт налоговой проверки направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом по месту нахождения если проверяемое лицо — организация или месту жительства если проверяемое лицо — физическое лицо.

Затем руководитель налогового органа или его заместитель, рассматривающий материалы налоговой проверки принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом указываются: конкретные налоговые правонарушения, совершенные проверяемым налогоплательщиком; статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за совершение выявленного налогового правонарушения, конкретные меры ответственности; размер выявленной недоимки по налогам, суммы начисленных пеней, штраф, подлежащий уплате.

Если руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки будет принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в решении должны быть изложены обстоятельства, послужившие принятию такого отказа. И в первом и во втором случае решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки должны содержать: сроки и порядок обжалования принятого решения в вышестоящий налоговый орган; наименование и место нахождения налогового органа, уполномоченного рассматривать дела по обжалованию вынесенных решений и иные необходимые сведения.

В решении излагаются обстоятельства налогового правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности налогоплательщиком, поскольку они установлены уже проведенной налоговой проверкой п.

В решении должны быть указаны: ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства совершения налогоплательщиком налогового правонарушения; доводы налогоплательщика, направленные на его защиту; результаты проверки доводов налогоплательщика по фактам совершения налогового правонарушения.

Зачастую решение о привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности по итогам выездной налоговой проверки выносится налоговым органом в день рассмотрения материалов такой проверки, несмотря на установленный пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ десятидневный срок, который начинает исчисляться после истечения пятнадцати дней, в течение которых налогоплательщик вправе представить свои возражения по акту налоговой проверки.

После вынесения руководителем налогового органа или его заместителем решения о привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение об отказе в таком привлечении, оно должно быть передано проверяемому лицу не позднее пяти дней с момента его вынесения.

При этом налогоплательщику вручается оригинал решения с подписью руководителя и печатью налогового органа см. Письмо Минфина России от 07. Вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в законную силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемому налогоплательщику или его представителю п.

Если решение налогового органа по результатам налоговой проверки направлено по почте заказным письмом, датой его вручения считается шестой день со дня его отправки. Срок начинает исчисляться в рабочих днях начиная со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало см. Также статьей 101. В завершении рассматриваемого вопроса отметим, что у налогоплательщика есть право обжаловать результаты рассмотрения материалов налоговой проверки до дня вступления в законную силу обжалуемого решения налогового органа.

Апелляционная жалоба подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Если налогоплательщик принимает решение воспользоваться правом такого обжалования и представит в срок апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган п. Обжалуемое решение вступит в законную силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части см.

Налогоплательщик несет обязанность по исполнению вступившего в законную силу решения налогового органа, как о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и об отказе в таком привлечении. Решение о привлечении к ответственности может предусматривать обязанность налогоплательщика по уплате недоимки по налогам, пеней, штрафа, а решение об отказе в привлечении — недоимки и пени.

Помимо указанного, решение налогового органа может содержать требования о внесении исправлений в бухгалтерские и налоговые документы налогоплательщика.

Решение по результатам налоговой проверки

В соответствии с пунктом 9 статьи 101 и пунктом 2 статьи 101. При этом в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то оно вступает в силу с учетом внесенных изменений.

Учитывая приведенные положения, судам надлежит исходить из того, что в случае подачи в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы только на часть решения нижестоящего налогового органа такое решение не вступает в силу полностью, то есть и в той части, в которой оно не обжаловалось.

КонсультантПлюс: примечание. Федеральным законом от 02. Нормы об обязательном досудебном обжаловании см. В силу пункта 5 статьи 101. При определении сферы применения данной нормы необходимо принимать во внимание отсутствие в ней прямого указания о том, что ее действие распространяется на решения налогового органа, принимаемые на основании статьи 101. С учетом этого обстоятельства судам надлежит исходить из того, что положения пункта 5 статьи 101.

Поскольку положениями статьи 101. Следовательно, на такие решения не распространяются правила об апелляционном обжаловании. В соответствии с положениями статьи 176 НК РФ на налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость НДС , в которой заявлено право на возмещение указанного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88 , 100 , 101 Кодекса.

При этом в силу пункта 3 статьи 176 НК РФ вывод о возмещении полностью или частично либо об отказе в возмещении суммы НДС излагается в отдельном решении, принимаемом в дополнение к решению о привлечении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поскольку решение по вопросу о возмещении НДС неразрывно связано с решением о привлечении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, судам необходимо исходить из того, что названные решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании.

В связи с этим они вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как единое требование.

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как надо отвечать на запрос налоговой, ответ на запрос налоговой


Комментарии 2
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий