+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Платить законно установленные налоги и сборы

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Заплати налоги!

Обязанность платить налоги

платить законно установленные налоги и сборы
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по.

On the question of the constitutional obligation to pay fiscal charges non-tax character Relevance of a subject of research. The constitutional duty to pay the legally established taxes and charges Article 57 of the Constitution , is part of the responsibilities of each group to the community in which he she lives, provided for in Article 29 of the Universal Declaration of Human Rights.

Taxes and fees are set by the Tax Code of the Russian Federation, according to which no one may be obliged to pay taxes and fees, and other fees and charges that have mounted signs of taxes and fees not covered by the Tax Code or installed in a different order Part 5 of Article 3. Currently, in the Russian Federation there is a tendency to establish additional charges not related to any legally established taxes nor fees stipulated by the Tax Code.

Despite the recognition of non-tax payments of fiscal nature not contrary to the Constitution, in the scientific literature there is criticism of the government for the indiscriminate and unjustified establishment of different types of fiscal charges, calling into question the implementation of the rule of law and the welfare state. The research purpose. After studying the elements non-tax payments system established in the Russian Federation, to make recommendations on achieving a balance between public and private interests in determining tax payments.

In this work the dialectic method of knowledge, both system general and private scientific methods, in particular the analysis and synthesis, formally logical and others have been used.

Despite the fact that the non-tax payments, according to the Constitutional Court of the Russian Federation, are constitutionally valid, this form of compulsory fees should be legally ordered. The introduction of new fiscal charges not related to taxes and fees, must be economically justified. The state claims the status of the legal and social, should be limited to the right to establish non-tax payments.

Practical value. Results of research can be useful in activities of state bodies. Попробуйте сервис подбора литературы. Должность: доцент.

Место работы: Дальневосточный федеральный университет. Подразделение: кафедра конституционного и административного права.

E-mail: popova. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы статья 57 Конституции Российской Федерации , входит в группу обязанностей каждого перед обществом, в котором он живет, предусмотренных статьей 29 Всеобщей декларацией прав человека. Налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке часть 5 статьи 3.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция установления дополнительных сборов, не относящихся ни к законно установленным налогам, ни к предусмотренным Налоговым Кодексом сборам. Несмотря на признание фискальных платежей неналогового характера - квазиналогов не противоречащими Конституции РФ, в научной литературе встречается критика власти за бессистемное и необоснованное установление различных видов фискальных сборов, ставящее под сомнение реализацию принципов правового и социального государства.

Цель исследования. Изучив элементы системы квазиналогов, установленных в Российской Федерации, дать рекомендации по достижению баланса между публичными и частными интересами при установлении неналоговых платежей. В настоящей работе были использованы диалектический метод познания, общенаучные и частнонаучные методы: анализ и синтез, формально логический и формально-юридический. Несмотря на тот факт, что неналоговые платежи, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, являются конституционно допустимыми, данный вид обязательных сборов должен быть законодательно упорядочен.

Введение новых фискальных сборов, не относящихся к налогам и сборам, должно быть экономически обосновано.

Государство, претендующее на статус правового и социального, должно быть ограничено в праве установления квазиналогов. Практическое значение. Результаты исследования могут быть полезными в деятельности государственных органов. Ключевые слова: налог, квазиналог, фискальный сбор, неналоговый доход, неналоговый платеж, сбор. Position: Associate Professor.

Place of employment: Far Eastern Federal University. Department: Constitutional and Administrative Law. After studying the elements nontax payments system established in the Russian Federation, to make recommendations on achieving a balance between public and private interests in determining tax payments.

The state claims the status of the legal and social, should be limited to the right to establish nontax payments. Keywords: tax, fiscal collection, non-tax revenues, non-tax payments, collection. Если брать во внимание зарубежный опыт, то стоит отметить, что в отдельных государствах Европейского союза, а также Японии, Австралии вопросам налогообложения посвящены целые разделы и даже главы конституций.

Они дают развернутую характеристику организации, целей и принципов функционирования публичных финансов, что, по мнению профессора Крохиной Ю. Отсутствие подробной регламентации налоговой системы России в Основном законе приводит к тому, что его положения достаточно широко понимаются законодателем и правоприменителем.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Не исключает упомянутая статья и включения в круг субъектов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, так как перечисленные субъекты обладают частной собственностью.

По мнению Конституционного Суда РФ, обязанность платить налоги является вторичной по отношению к праву собственности и обусловлена им [14]. Конституционная обязанность платить налоги и сборы по своей сути относится к группе обязанностей каждого перед обществом, в котором он живет, установленных статьей 29 Всеобщей декларацией прав человека от 10. Одной из проблем реализации рассматриваемой конституционной обязанности является соблюдение баланса публичных и частных интересов в сфере взимания налогов и сборов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований часть 1 статьи 8.

Юридическое содержание налога характеризуется следующими его признаками: публичность в первую очередь налоги являются основным источником средств для содержания органов государственной власти и местного самоуправления, материального обеспечения государственных функций ; законодательный порядок установления согласно части 3 статьи 75 Конституции система налогов, взимаемых в бюджет Российской Федерации, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом , обязательность, безвозвратность, принудительность изъятия, индивидуальная безвоз-мездность[11] и др.

Под сбором законодатель понимает обязательный взнос, взимаемый с организаций и юридических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий часть 2 статьи 8 НК РФ. По сути, уплата сбора предполагает встречное обязательство государства - предоставление права или оказание государственной услуги выдачу разрешения лицензии и др.

Если отношения по поводу уплаты налога носят для налогоплательщика принудительный характер, то плательщик сбора вступает в эти отношения добровольно, поскольку сам обращается за тем, что обуславливает его оплату [7, С. В Постановлении от 4 апреля 1996 г. Конституция исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти [2, С. К квазиналогам относят таможенные пошлины и сборы, патентные пошлины, лицензионные сборы и др.

Рассматриваемые неналоговые платежи отличаются от налогов по ряду признаков. Они не носят систематический характер. Некоторые квазиналоги не подвергаются планированию и не могут быть закреплены в доходной части бюджета [16, С. Их уплата зависит от воли субъекта, обращающегося за услугами к государству.

Квазиналоги могут быть установлены не только законом, но и подзаконными актами[13]. Кроме того, рассматриваемый вид неналоговых платежей носит компенсационный характер. К примеру, плата за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду обладает компенсационными функциями. Средства, взимаемые в рамках данного платежа, направляются на цели возмещения вреда, причиненного загрязнением, восстановления природных ресурсов, их воспроизводство.

Отмечается также и стимулирующая функция указанного неналогового платежа. Его плательщики могут быть экономически заинтересованы в снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду, отказ от чрезмерного использования природных ресур-сов[8, С.

Следует добавить, что среди платежей неналогового характера выделяют и парафискальные платежи. От квазиналогов они отличаются тем, что устанавливаются в пользу организаций публичного или частного права, не относящимся к органам государственной власти и управления. К таким сборам относятся третейские сборы, консульские сборы, портовые сборы[15, С. Однако вопрос о разграничении квазиналогов и пара-фискалитетов является дискуссионным. Среди ученых существует мнение о том, что эти категории тождественны и их объединяет общее наименование - фискальные сборы неналогового характера, существование которых в действующем законодательстве было признано Конституционным Судом России [13].

Обращает на себя внимание тот факт, что квазиналоги по сути были легализованы Бюджетным Кодексом РФ как неналоговые доходы бюджетов федерального, регионального и местного уровня ст. Как уже отмечалось, на сегодня состав неналоговых платежей не является стабильным, их список носит открытый характер. Проблема усугубляется тем, что законодательно не определен статус большинства квазиналогов, их основные элементы, права и обязанности администраторов.

Не существует утвержденной системы планирования их поступления в бюджетную систему, не определен единый орган государственной власти, ответственный за процедуру взимания рассматриваемых платежей [18, С.

Это влечет за собой критику деятельности российских властей за неспособность в сложившейся экономической ситуации выработать четкую политику для формирования доходной части бюджета[15, С. Можно обратить внимание на мнение о том, что существование квазиналогов в некоторой мере противоречит принципам социального и правового государства.

Так, профессор Шохин С. Ведь принцип правового государства отвергает коммерцио-нализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос[6, С. Государство должно быть ограничено в праве установления фискальных и иных сборов, обязательные платежи должны быть упорядочены[1, С.

Ярким примером того, как установление квазиналогов идет вразрез с интересами общества, является введение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, при том, что владельцы таких транспортных средств уже несут бремя уплаты транспортного нало-га[9]. Такое нововведение негативно отражается в первую очередь не на владельцах большегрузов, а на простых гражданах - потребителях товаров и услуг, вынужденных покрывать издержки предпринимателей.

Окончательную точку в споре о том, обоснованно ли существование неналоговых платежей, поставил Конституционный Суд Российской Федерации.

В Постановлении от 28 февраля 2006 г. N 2-П высший орган конституционного контроля России высказал следующую правовую позицию. Сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом, а не договором.

В действующем нормативно-правовом регулировании их перечень не исчерпывается Налоговым Кодексом РФ, в нем названы лишь виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц. Уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномо- ченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений лицензий.

Далее Конституционный Суд переносит свои рассуждения на иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым Кодексом РФ определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых.

По мнению Суда, по своей сути такие платежи представляют собой именно фискальные сборы. Поэтому они не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового Кодекса РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер [10].

Однако признание того, что взимание платежа конституционно, еще не означает, что платеж нужно продолжать взимать так же, как и раньше. По справедливому замечанию профессора Крохиной Ю. Предотвратить возможные конфликты, а также достичь баланса публичных и частных интересов в настоящее время возможно путем систематизации квазиналогов - установления четких границ обременения их плательщиков.

В части 3 статьи 3 Налогового Кодекса говорится о том, налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Это же правило должно быть установлено и в отношении фискальных сборов неналогового характера. По нашему мнению, неналоговые платежи, близкие по характеристикам налогам, необходимо включить в Налоговый Кодекс. Иные фискальные платежи - объединить единым федеральным законом, исключив тем самым подзаконное регулирование указанной сферы. Подводя итог размышлениям о конституционности существования квазиналогов наряду с системой налогов и сборов Российской Федерации, можно сделать следующий вывод.

Несмотря на существование правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии Основному закону установленных неналоговых платежей, противники неналоговых сборов высказываются за создание гарантий и условий соблюдения прав налогоплательщиков, путем упорядочения обязательных платежей, ограничения государства в праве установления фискальных и иных взиманий.

Любое дополнительное финансовое обременение физических и юридических лиц должно быть обоснованно с точки зрения соответствия принципам правового и социального государства, закрепленных в Конституции РФ.

Статья 57 Конституции РФ

Например, банки коммерческие банки и иные кредитные учреждения и налоговые агенты, для которых данная обязанность также носит безусловный публично-правовой характер.

На банки возложена публично-правовая обязанность обеспечить своевременное перечисление налогов и сборов в бюджет, за неисполнение которой в НК предусмотрена ответственность ст. На налоговых агентов возложена обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять в бюджеты внебюджетные фонды налоги, а при невозможности удержать налог - о сумме задолженности налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета ст.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках п. Налоговый агент, как субъект налоговых правоотношений, при удержании налога исполняет не обязанность налогоплательщика, а свою собственную публично-правовую обязанность по своевременному и полному перечислению налога в бюджет.

Исполнение налоговым агентом данной обязанности не может рассматриваться как нарушение права налогоплательщика Определения КС РФ от 19. Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Этому корреспондирует конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом ч.

Конституционный Суд РФ в своих постановлениях сформулировал правовые позиции о том, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными". Конституция исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти см. Постановление от 04. В Постановлении от 11. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке.

Однако названный запрет не исключает возможность ограниченного участия Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти в определении существенных элементов налогов и сборов. Как неоднократно указывал Конституционный Суд, Правительство в установленных законом пределах вправе конкретизировать такой существенный элемент налога, как ставка, а также регулировать порядок взимания налога Определения КС РФ от 05.

В то же время полномочия по установлению или изменению таких существенных элементов налога, как объект и налоговая база, принадлежат исключительно законодателю см. Что же касается сборов, то Правительство, например, вправе самостоятельно определить не только порядок уплаты сборов, но и пределы взимания, при том что применительно к отдельным сборам конкретные их размеры могут быть установлены органами исполнительной власти субъектов РФ Определение КС РФ от 08.

Из конституционного понятия "законно установленный налог" вытекает требование надлежащего полноценного установления налога. Во-первых, это подразумевает определение всех существенных элементов налога в законе: налог не может быть признан установленным, если в законе отсутствует какой-либо существенный элемент налога - субъект, объект, налоговая база, порядок и сроки уплаты, налоговый период, ставка и порядок исчисления п.

Во-вторых, каждый из элементов налога в отдельности должен быть установлен корректно. Повышенные требования предъявляются к объекту налогообложения, с которым связано возникновение обязанности по уплате налога и налоговой ставки, определяющей величину налогового отчисления. В этой связи Конституционный Суд неоднократно указывал, что налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, сформулированный ясно и недвусмысленно.

Что касается налоговой ставки, то законодатель обязан в любом случае определить ее максимальный размер см. Аналогичные требования предъявляются к сборам: в Постановлении от 28. К существенным элементам налога или сбора не относятся льготы. В силу принципа всеобщности налогообложения их отсутствие само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав см.

Определение КС РФ от 07. Вместе с тем норма о льготе не должна носить произвольный характер и нарушать принцип равенства налогообложения см. Комментируемая статья содержит правовую конструкцию "налоги и сборы". Главными критериями налогов и сборов, позволяющими отграничить их от иных публичных платежей, являются: обязательность в силу закона и фискальный характер поступление в бюджет. Так, например, Конституционный Суд пришел к выводу о неналоговой природе абонентской платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, посчитав, что данная плата, в отличие от налоговых платежей, поступает РАО "ЕЭС России", а не в государственный бюджет.

Кроме того, она определяется не законом, а договором присоединения ст. В упомянутом Постановлении от 11. Сформулированное Судом определение налогового платежа в основных своих чертах воспроизведено законодателем в ст. Важно разграничивать налоги и сборы между собой, поскольку наименования данных платежей не всегда совпадают с их действительной правовой природой. В Определении от 08.

Не относится к конституционной категории сбора, например, исполнительский сбор, взыскиваемый на основании п. Постановление КС РФ от 30. Глава 2 НК "Система налогов и сборов в Российской Федерации" предусматривает следующие виды налогов и сборов: к федеральным налогам относятся НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог ст.

Что касается сборов, то НК предусматривает лишь два вида сборов, отнесенных к перечню федеральных налогов и сборов: это сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина ст.

В упоминавшемся выше Постановлении от 28. В частности, Суд указал, что иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное НК определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст.

Помимо налогов и сборов НК содержит так называемые специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. Специальные налоговые режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах; они могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст.

К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей единый сельскохозяйственный налог ; упрощенная система налогообложения ; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции ст. Комментируемая статья предусматривает запрет на придание обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков примечательно, что под этот запрет не подпадают сборы.

Нарушение данного запрета может иметь место в результате несоблюдения законодателем порядка опубликования и введения в действие налоговых законов. Тем не менее налоговый закон не может рассматриваться как действующий до истечения определенного законом срока со дня его официального опубликования. Поэтому особенное значение приобретает надлежащее обнародование текста закона в печатном издании, имеющем определенную дату опубликования.

Распространение действия налогового закона на правоотношения, предшествующие надлежащей дате вступления в силу, означает нарушение ст. Это значит, что дата вступления налогового закона в силу, определенная законодателем, не может предшествовать надлежащей дате вступления в силу закона.

Недопустимы также случаи определения законодателем даты вступления налогового закона в силу с момента его официального опубликования, а также фактическое отсутствие даты вступления закона в силу, тем более если таким законам придается обратная сила в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой.

Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах урегулирован в ст. Конституционный Суд РФ квалифицирует данные положения НК как содержащие разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы. Установление такого срока обусловлено необходимостью в том, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый из ч. Статья 57 Конституции устанавливает запрет придания обратной силы в отношении тех законов, которые вводят новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, что не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков.

Неблагоприятные для налогоплательщиков последствия нарушения порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах могут быть устранены самим законодателем путем принятия нового закона, имеющего обратную силу. К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положения налогоплательщиков, можно отнести расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговой ставки, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.

Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Запрет на придание обратной силы закону касается новых налогов, однако возможна ситуация, что устанавливаемый налог не будет являться новым по своей сути.

Содержащийся в комментируемой статье запрет распространяется также на законы, хотя формально и принятые с соблюдением надлежащего порядка опубликования и введения в действие, но прямо или косвенно распространяющие свою силу на ранее возникшие налоговые правоотношения. Новый налоговый закон не может иметь обратную силу в отношении государственных гарантий длящегося действия, адресованных определенным категориям налогоплательщиков. Комментируемая статья в указанной части неоднократно интерпретировалась Конституционным Судом в ряде его постановлений и определений, в частности, в постановлениях от 24.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину.

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы....

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы Город и общество Конституция Российской Федерации Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 119 Непредставление налоговой декларации расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам. Статья 122 Неуплата или неполная уплата сумм налога сбора, страховых взносов 1.

Утратил силу с 1 января 2004 г. Уголовный кодекс Российской Федерации Статья 198 Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и или физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов 1. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания 1. Под физическим лицом - плательщиком страховых взносов в настоящей статье понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 205. Примечание: 1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 18.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Комментарий к Ст.

Ее положения, в силу ст. Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер и распространяется на всех независимо от гражданства физических лиц, места и законодательства создания организации п.

Хотя в зависимости от резидентуры налогоплательщика места его постоянного проживания или деятельности объем обязанности по уплате конкретных налогов может быть различным.

Освобождение от уплаты налогов является исключением из принципа всеобщности налогообложения - льготой. Только законодатель вправе определять сужать или расширять круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы постановления Конституционного Суда от 21 марта 1997 г.

N 5-П и от 28 марта 2000 г. N 5-П. Как следует из комментируемой статьи, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ст. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для статусной или иной дифференциации в налоговой сфере.

Как указал Конституционный Суд, в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности; в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований постановления Конституционного Суда от 21 марта 1997 г.

N 5-П и от 4 апреля 1996 г. N 9-П. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П. Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования.

Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности ч. Неисполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы подрывало бы основы конституционного строя РФ, закрепленные в главе 1 Конституции РФ. Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования.

Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля. Процесс исполнения налоговой обязанности имеет несколько стадий, и в нем помимо налогоплательщика участвуют и иные лица.

Например, банки коммерческие банки и иные кредитные учреждения и налоговые агенты, для которых данная обязанность также носит безусловный публично-правовой характер. На банки возложена публично-правовая обязанность обеспечить своевременное перечисление налогов и сборов в бюджет, за неисполнение которой в НК предусмотрена ответственность ст.

На налоговых агентов возложена обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять в бюджеты внебюджетные фонды налоги, а при невозможности удержать налог о сумме задолженности налогоплательщика - письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета ст.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные налогового агента на счетах в банках п.

Налоговый агент, как субъект налоговых правоотношений, при удержании налога исполняет не обязанность налогоплательщика, а свою собственную обязанность по своевременному и полному перечислению налога в бюджет. Необходимость удержать подоходный налог с выплачиваемой физическому лицу денежной суммы является публично-правовой обязанностью налогового агента, не ущемляющей конституционные права налогоплательщика. Самостоятельность исполнения этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые были удержаны налоговым агентом определения Конституционного Суда от 19 апреля 2000 г.

N 112-О и от 22 января 2004 г. N 41-О. Понятие "законно установленные налоги и сборы" означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Этому корреспондирует конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом ч. Конституционный Суд в своих постановлениях сформулировал правовые позиции о том, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными".

Конституция исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти Постановление от 4 апреля 1996 г.

В Постановлении от 11 ноября 1997 г. N 16-П Конституционный Суд сформулировал важнейшую правовую позицию: конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти; только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности.

Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке.

Однако названный запрет не исключает возможности ограниченного участия Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти в определении существенных элементов налогов и сборов. В отношении налогов Правительство в установленных законом пределах вправе конкретизировать такой их существенный элемент, как ставка, а также регулировать порядок взимания налога определения Конституционного Суда от 5 ноября 1998 г.

N 197-О и от 15 июля 2003 г. N 311-О. В то же время полномочия по установлению или изменению таких существенных элементов налога, как объект и налоговая база, принадлежат исключительно законодателю Постановление Конституционного Суда от 28 октября 1999 г. N 14-П; Определение от 7 февраля 2002 г. N 29-О. Что же касается сборов, то Правительство, например, вправе самостоятельно определить не только порядок уплаты сборов, но и пределы взимания, при том что применительно к отдельным сборам конкретные их размеры могут быть установлены органами исполнительной власти субъектов РФ Определение Конституционного Суда от 8 февраля 2001 г.

N 14-О. Из конституционного понятия "законно установленный налог" вытекает требование полноценного установления налога. Во-первых, это подразумевает определение всех существенных элементов налога в законе: налог не может быть признан установленным, если в законе отсутствует какой-либо существенный элемент налога: субъект, объект, налоговая база, порядок и сроки уплаты, налоговый период, ставка и порядок исчисления п.

Во-вторых, каждый из указанных элементов налога должен быть установлен надлежащим образом. Повышенные требования предъявляются к объекту налогообложения, с которым связано возникновение обязанности по уплате налога, и налоговой ставки, которая определяет величину налогового отчисления. В этой связи Конституционный Суд неоднократно указывал, что налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, который должен быть сформулирован ясно и недвусмысленно.

Что касается налоговой ставки, то законодатель обязан в любом случае определить ее максимальный размер постановления от 28 марта 2000 г. N 5-П и от 30 января 2001 г. N 2-П; Определение от 9 апреля 2002 г. N 69-О. Аналогичные требования предъявляются к сборам: в Постановлении от 28 февраля 2006 г. N 2-П Конституционный Суд, рассмотрев дело о конституционности Закона о связи, указал, что при установлении предусмотренных им отчислений в специальный резерв универсального обслуживания существенные элементы указанных неналоговых фискальных платежей сбора : объект и база, максимальный размер ставки или его критерии - должны быть установлены непосредственно законом.

К существенным элементам налога или сбора не относятся льготы. В силу принципа всеобщности налогообложения их отсутствие само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав определения от 15 декабря 2000 г. N 270-О и от 7 февраля 2002 г. N 37-О. Вместе с тем норма о льготе не должна носить произвольный характер и нарушать принцип равенства налогообложения Определение от 7 февраля 2002 г.

N 13-О. Комментируемая статья содержит правовую конструкцию "налоги и сборы". Главными критериями налогов и сборов, позволяющими отграничить их от иных публичных платежей, являются обязательность в силу закона и фискальный характер поступление в бюджет.

Конституционный Суд пришел к выводу о неналоговой природе абонентской платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, посчитав, что данная плата, в отличие от налоговых платежей, поступает РАО "ЕЭС России", а не в государственный бюджет. Кроме того, она определяется не законом, а договором присоединения ст. N 165-О. В отношении платы за работы по обязательной сертификации продукции п.

N 15-П. N 16-П Конституционный Суд указал, что налоговый платеж представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности. Сформулированное Конституционным Судом определение налогового платежа в основных своих чертах воспроизведено законодателем в ст.

Важно разграничивать налоги и сборы между собой, поскольку наименования данных платежей не всегда совпадают с их действительной правовой природой.

В Определении от 8 июля 2004 г. N 224-О Конституционный Суд указал, что при оценке любого платежа по существу - независимо от того, какое название он носит, - необходимо учитывать приведенные в законе характеристики налогов и сборов; в данном решении Конституционный Суд пришел к выводу, что налог на операции с ценными бумагами представляет по сути своей особого рода сбор - "эмиссионный сбор". Не относится к конституционной категории сбора, например, исполнительский сбор, взыскиваемый на основании п.

N 13-П. Глава 2 "Система налогов и сборов в РФ" НК предусматривает следующие виды налогов и сборов: к федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц , единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог ст. Что касается сборов, то НК предусматривает лишь два вида сбора, отнесенных к перечню федеральных налогов и сборов: за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина ст.

В упоминавшемся выше Постановлении по делу о Законе "О связи" Конституционный Суд подробно изложил критерии отграничения налогов от сборов, а также признал, что публичные платежи, не включенные в НК, но являющиеся по своей природе сборами, также входят в сферу действия комментируемой статьи.

В частности, Конституционный Суд указал, что Конституция РФ предусматривает предписание об установлении системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, федеральным законом ч. Таким федеральным законом является НК, содержащий исчерпывающий перечень налогов, подлежащих взиманию.

Сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом, а не договором. В действующем нормативно-правовом регулировании их перечень не исчерпывается НК, действие которого, согласно п.

КС подчеркнул, что иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное НК определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст.

Помимо налогов и сборов НК предусматривает так называемые специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. Специальные налоговые режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК ; к ним относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей единый сельскохозяйственный налог ; упрощенная система налогообложения ; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции ст.

Комментируемая статья предусматривает запрет на придание обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков примечательно, под этот запрет не подпадают сборы. Нарушение данного запрета может иметь место в результате несоблюдения законодателем порядка опубликования и введения в действие налоговых законов.

Тем не менее налоговый закон не может рассматриваться как действующий до истечения определенного законом срока со дня его официального опубликования. Поэтому особенно важно надлежащим образом обнародовать текст закона в печатном издании, имеющем определенную дату опубликования. Распространение действия налогового закона на правоотношения, предшествующие надлежащей дате вступления в силу означает нарушение ст.

Это означает, что дата вступления налогового закона в силу, определенная законодателем, не может предшествовать надлежащей дате вступления в силу закона. Недопустимы также случаи определения законодателем даты вступления налогового закона в силу с момента его официального опубликования, а также фактическое отсутствие даты вступления закона в силу, тем более если таким законам придается обратная сила в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой.

Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах урегулирован в ст. Конституционный Суд квалифицирует данные положения НК как содержащие разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы.

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ЩИПАЧИ. ИФНС - ГОС, ОРГАН ИЛИ? Новое дело ООЮ. ЧАСТЬ 1


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий