+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Нарушение сроков камеральной проверки налоговым органом

Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям . Что означает нарушение налоговым органом срока проверки?.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Какие последствия возникают при нарушении налоговым органом срока камеральной проверки?

нарушение сроков камеральной проверки налоговым органом
Органы ФНС считают, что срок проведения камеральной проверки в случае Если имеет место нарушение сроков камеральной проверки и по акту.

Возражение на акт налоговой проверки: образец Срок камеральной проверки с порядком ее реализации регламентируются НК РФ в ст. Этот тип проверки относится к невыездным, основанием для нее служит подача или неподача вовремя отчетности налогоплательщиком.

Местом проведения камеральной налоговой проверки является рабочее место ответственного должностного лица в налоговой инспекции. То есть в отличие от выездной , камеральная проверка проводится в самой налоговой инспекции. Цели мероприятий по анализу отчетной документации заключаются в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства путем проверки его отчетов и деклараций.

Камеральная проверка: сроки проведения-2017 Для проведения камералки уполномоченным лицам налоговых органов не требуется получать согласие от налогоплательщиков и получать письменные разрешения от руководства.

Камеральная проверка проводится в течение периода: равного 3 месяцам для российских налогоплательщиков; равного 6 месяцам, если речь идет об иностранной организации. Срок камеральной проверки не может превышать обозначенных законодательно периодов. Налоговым кодексом не предусмотрена возможность продления во времени процедур по анализу отчетности. Органы ФНС считают, что срок проведения камеральной проверки в случае необходимости может быть увеличен.

Позиция ФНС основывается на том, что первым по значимости элементом в этой процедуре является сама камеральная проверка, сроки проведения 2017 год или любой предшествующий отчетный период не оказывают существенного влияния на результаты проверки. По информации, приведенной на сайте ФНС, срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен 3 месяцами, но они допускают его продление еще на 1 месяц. Судебная практика подтверждает, что продление сроков камеральной налоговой проверки законодательно не прописано, но увеличение периода проверочных мероприятий не может быть основанием для непризнания их результатов.

Если имеет место нарушение сроков камеральной проверки и по акту выявлены ошибки, то доказать в суде неправомерность действий ФНС не удастся, штраф будет начислен. Сколько длится камеральная проверка при условии, что в период ее проведения была сдана уточняющая отчетность? Текущая проверка останавливается и инициируется новая на основании обновленных данных. Срок камеральной налоговой проверки начинает отсчет от даты получения последнего варианта декларации.

Срок проведения камеральной налоговой проверки напрямую зависит от даты подачи декларации или расчета: если отчет подан при личном визите налогоплательщика в ФНС, то день сдачи документа будет считаться днем его представления; при направлении отчета по почте за точку отсчета принимается дата отправки письма; при использовании электронного формата отчета и подачи его через интернет учитывается день отправки файла с отчетом.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки Основными направлениями при камеральной проверке налоговыми органами являются: соответствие фактических дат сдачи отчетности законодательно установленным срокам. Автоматическая проверка арифметики в отчетах и составление протоколов ошибок. Далее в порядке камеральной налоговой проверки налогоплательщика проверяются контрольные соотношения разных граф деклараций. Анализируются данные из документов за последний отчетный период с аналогичными показателями предыдущих периодов.

Схема проведения камеральной налоговой проверки предполагает взаимную сверку данных в разных расчетах и декларациях. В случае выявления неточностей или ошибок сотрудник ФНС обращается к налогоплательщику с требованием представить пояснения по данному факту. На письменный ответ отводится 5 рабочих дней. Если нарушения законодательства зафиксированы не были, проверка заканчивается без документального оформления ее результатов.

При наличии претензий к налогоплательщику завершающим этапом будет составление акта. Проведение камеральной проверки может стать основанием для запроса сведений о сотрудничестве с налогоплательщиком у его контрагентов и истребования документации у проверяемого юридического или физического лица. При необходимости допускается проведение опроса свидетелей и привлечение экспертов с переводчиком.

Порядок проведения камеральной проверки предоставляет право должностному лицу ФНС осматривать территории и помещения налогоплательщика при обязательном присутствии понятых в отдельных случаях. До 2015 года при проведении камеральной проверки это не предусматривалось, однако после внесения изменений в п. Период камеральной налоговой проверки закончился: как оформляются результаты При отсутствии по результатам проверки нарушений акт не составляется, а до налогоплательщика не доводится информации о проведенной в отношении его проверки.

Если зафиксированы правонарушения: проведение камеральной налоговой проверки завершается, на основании ее итогов в течение 10 рабочих дней оформляется акт; на протяжении 5 следующих рабочих дней 1 экземпляр акта должен быть вручен налогоплательщику. Налогоплательщику дается возможность оспорить результаты проверки путем подачи возражения в отношении акта — срок для этой процедуры ограничен 1 месяцем.

О камеральной налоговой проверке

Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 октября 2018 г. Напомним, что срок камеральной проверки деклараций по НДС, поданных в инспекцию начиная с 4 сентября, составляет два месяца ч. При этом если до окончания срока проверки налоговый орган установит нарушение положений Налогового кодекса, то срок проверки может быть продлен до трех месяцев.

Данные нормы содержатся в п. Кроме того, финансисты отметили, что по общему правилу в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах по результатам камеральной проверки проверяющие должны составить акт камеральной налоговой проверки п. Вправе ли налоговый орган провести камеральную проверку декларции по НДС в более короткий срок? Узнайте из материала "Сроки проведения камеральной налоговой проверки" в "Энциклопедии решений.

Получите полный доступ на 3 дня бесплатно! Напомним, что он составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания указанной проверки абз. При этом вручить акт проверяемому лицу налоговики обязаны в течение пяти рабочих дней с даты его составления п.

Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям . Что означает нарушение налоговым органом срока проверки?.

Нарушение срока камеральной проверки

Нарушение сроков проведения налоговой проверки Нарушение сроков проведения налоговой проверки Одним из основных нарушений со стороны налоговой инспекции при проведении проверок является нарушение сроков их проведения. Это обстоятельство, несомненно, создает повод для налогового спора, ведь процедура проведения проверки затрудняет нормальный ход бизнес-процессов в компании и создает массу неудобств.

Вопрос заключается в том, является ли нарушение срока проведения проверки достаточным основанием для отмены судом решения налогового органа. Сроки проведения налоговой проверки Сроки проведения выездной налоговой проверки закреплены в п.

Указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены Приказом ФНС России от 25.

При этом налоговая проверка может быть продлена на указанные сроки только на основаниях, установленных ФНС России. Кроме того, существует такая процедура, как приостановление выездной налоговой проверки, предусмотренная п. Общий срок приостановления проверки не может превышать 6-ти месяцев.

В отдельных случаях этот срок может быть увеличен еще на 3 месяца. Как видно, налоговым органам предоставлены достаточно широкие временные рамки для проведения выездной налоговой проверки.

Учитывая, что в соответствии с п. Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации расчета п. Принимая во внимание, что основная масса налоговой отчетности сдается поквартально, указанный срок также более чем достаточен. При этом ни приостановление, ни продление камеральных проверок НК РФ не предусмотрено.

Напомним, что в этом году вступили в силу изменения в п. Из данной нормы исключены положения о документах, которые в соответствии с НК РФ прилагаются к налоговой декларации. Эти положения были источником частых споров о времени начала камеральной проверки. Налоговики утверждали, что проверка начинается не с момента представления самой декларации, а с момента предоставления последнего необходимого для проведения проверки документа. Внесенные в п. Однако облегчение действительно оказалось исключительно моральным.

Несмотря на, казалось бы, строгое законодательное ограничение сроков проведения проверки, ответственность налогового органа за нарушение указанных сроков в НК РФ не предусмотрена. Мнение ВАС РФ: срок проверки можно не соблюдать Судебная практика свидетельствует, что нарушение срока проверки само по себе не может являться основанием для отмены решения налогового органа. По всей видимости, оно призвано развеять начавшее формироваться представление о необходимости соблюдения налоговыми органами всех без исключения процедурных вопросов при проведении налоговых проверок.

ВАС РФ в определении от 09. Рассмотрим материалы данного дела подробнее. Организация оспорила в арбитражном суде решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как следует из материалов дела, организация учла в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты на приобретение товаров и услуг у контрагентов. На основании счетов-фактур контрагентов заявителем предъявлен налоговый вычет по НДС.

Инспекция посчитала, что заявитель нарушил требования ст. Поэтому налоговые вычеты применены неправомерно, а спорные затраты необоснованно отнесены на расходы в целях налогообложения. Инспекция обосновала свою позицию тем, что документы, на основании которых применены налоговые вычеты и понесены расходы, содержат недостоверную информацию о лицах, действовавших от имени названных контрагентов.

Налоговый орган сослался на объяснения и протоколы допросов лиц, числящихся руководителями организаций-контрагентов — в соответствии с данными объяснениями эти лица фактически руководителями организаций не являлись. Таким образом, все первичные документы по совершению хозяйственных операций с названными организациями подписаны неустановленными лицами.

При этом причиной обращения общества в суд стал тот факт, что указанные объяснения инспекция получила от сотрудников органов внутренних дел, участвующих в проведении проверки, уже после окончания сроков налоговой проверки. Суды первой и апелляционной инстанции признали неправомерным решение налогового органа в части доначислении налогов, а также штрафов и пеней, связанных с взаимодействием общества с контрагентами Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24. ФАС Московского округа отменил решения судов первой и апелляционной инстанций в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности, начислении налогов и пени по хозяйственным операциям общества с его контрагентами.

В указанной части дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Принимая данное решение, ФАС Московского округа указал на следующее. Инспекции сделала вывод о нереальном характере хозяйственных операций вследствие подписания первичных документов неустановленными лицами. Этот вывод не может быть опровергнут ссылкой судов на то, что доказательства подписания документов неустановленными лицами получены вне рамок налоговой проверки и не соответствуют требованиям ст.

Также суд кассационной инстанции признал несостоятельным довод налогоплательщика о нарушении налоговым органом срока проведения выездной налоговой проверки, установленного ст.

Поскольку такое нарушение не опровергает правильность вывода суда и не приводит к отмене судом оспариваемого решения в этой части с учетом положений п. Общество, не согласившись с решением кассационной инстанции, обратилось в ВАС РФ с просьбой о пересмотре дела в порядке надзора. ВАС РФ указал, что суды правильно применили нормы права. При рассмотрении дела суды не установили нарушений процедуры проведения налоговой проверки и вынесения решения, являющихся в соответствии со ст.

Суды сделали верный вывод о том, что нарушение срока проведения налоговой проверки не отнесено НК РФ к существенным условиям, нарушение которых является основанием для отмены судом решения налогового органа. Следует отметить, что позиция ВАС РФ по делам, связанным с нарушением сроков проведения налоговых проверок, последовательна.

Так, например, в п. По мнению ВАС РФ, применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Кроме того, ВАС РФ отметил, что пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней п.

Новые нормы о недопустимости доказательств В 2009 году в НК РФ была внесена такая новация, как недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки п. Что же можно отнести к "недопустимым" доказательствам? По мнению налогоплательщиков, к таким доказательствам относятся, в том числе, доказательства в частности, документы , полученные инспекцией по истечению срока налоговой проверки.

Однако это мнение довольно спорно. НК РФ предусматривает, что основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения решения об отказе в привлечении к ответственности является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

К существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки могут являться основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом в случае, определенном НК РФ.

А именно — если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем заместителем руководителя налогового органа неправомерного решения п.

Из изложенного можно предположить, что вопрос о применении в данном случае недопустимых доказательств зависит от того, могло ли привести использование недопустимых доказательств к принятию руководителем заместителем руководителя неправомерного решения. Выводы Ссылка на нарушение срока проверки как на существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки не принесет пользы в суде.

Судебные инстанции однозначно указывают, что это не так. Учитывая отношение судов к нарушениям сроков проведения налоговыми органами проверок а именно, фактическая "легализация" такой практики , налогоплательщикам необходимо искать новые инструменты защиты своих интересов.

Учитывая рассмотренное постановление ВАС РФ, начинать, вероятно, следует с обжалования незаконных действий налогового органа проведение мероприятий налогового контроля предусмотренных в рамках ст. Право на обжалования незаконных действий налоговых органов дает статья 137 НК РФ.

Специфика здесь заключается в том, что указанное обжалование должно быть осуществлено до того, как налогоплательщик сможет увидеть и оценить результат налоговой проверки то есть во время произведения этих самых незаконных действий. После того, как судом будем принято решение о незаконности действии налогового органа если таковое будет принято , ссылаться на недопустимость предъявленных налоговым органом доказательств, полученных в рамках уже оспоренных в суде действий, представляется более логичным.

Тем не менее, вопрос об отмене судами решений налоговых органов, принятых на основании такого рода недопустимых доказательств, остается открытым. Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию специалиста Отправить заявку Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Нарушение сроков проведения налоговой проверки

Новости 14. Проведение камеральной проверки различается в зависимости от вида представляемой отчетности. Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям отмены вынесенного инспекцией решения вышестоящим налоговым органом посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса. Не любой документ, представляемый организацией в налоговый орган, влечет камеральную проверку.

Скажем, проверка справок по форме 2-НДФЛ камеральной проверкой не охватывается. В ходе проверки налоговый орган исследует документы, представленные налогоплательщиком, а также документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа пункт 1 статьи 88 НК РФ.

К этим документам относятся, в том числе, отчетность налогоплательщика по налогу за предыдущие периоды, отчетность по другим налогам, отчетность других налогоплательщиков. Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется. Проверку осуществляют должностные лица того налогового органа, в который представлена налоговая декларация расчет.

Проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Имеется неопределенность с отсчетом начала камеральной налоговой проверки. Очевидно, что камеральная проверка не может проводиться до получения налоговым органом налоговой декларации письмо Минфина от 19. Поэтому дата начала течения срока проверки декларации не совпадает с датой, на которую обязанность налогоплательщика по представлению декларации признается исполненной.

При отправке декларации по почте или передачи ее по телекоммуникационным каналам связи необходимо учитывать, что время от дня отправки до дня фактического получения декларации налоговым органом в срок проверки не включается. Минфин не усматривает сложностей в том, что указанные в акте проверки дата представления в налоговый орган декларации и дата фактического начала камеральной проверки могут не совпадать.

Но в любом случае срок проверки начинает исчисляться с даты получения декларации инспекцией письмо Минфина от 22. В части камеральной проверки по НДС стало еще больше особенностей. Срок проведения проверки декларации по НДС установлен в два месяца. Новый двухмесячный срок проверки касается деклараций по НДС, представляемых после 3 сентября 2018 года после вступления в силу Федерального закона от 03. Представляемые в настоящее время декларации по НДС должны проверяться за два месяца.

Кроме того, это может повлиять на сроки действия банковских гарантий при заявительном порядке возмещения. Хотя в настоящее время письмом ФНС от 07. Отметим, что письмом ФНС от 27. Продление срока проверки возможно в отношении декларации по НДС.

До окончания двухмесячного срока руководитель заместитель руководителя налогового органа вправе принять решение о продлении срока проверки на один месяц. Тем самым срок проверки декларации по НДС составит три месяца. Форма решения не предусматривает указание выявленных налоговым органом в двухмесячный срок признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства. В этом смысле форма решения не позволяет налогоплательщику получить информацию о характере возможных нарушений.

Но есть подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии решений, а значит, в том числе и копию решения о продлении срока проверки.

Утвержденная форма прямо предусматривает отметку о получении налогоплательщиком решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

Можно рекомендовать налогоплательщику НДС по истечении двух месяцев направлять в налоговый орган заявление с просьбой предоставить копию решения о продлении срока проверки. Например, если решение о продлении проверки было принято, но налогоплательщику не направлялись требования о представлении пояснений. Вынесение решения о продлении срока проверки декларации по НДС не означает, что по ее окончании обязательно должен быть составлен акт о выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах.

Причем это касается проверки любой декларации, а не только декларации по НДС. Но об окончании срока проверки налогоплательщик узнает только в тех случаях, когда НК РФ обязывает налоговый орган составлять соответствующий документ.

Во-первых, проверочные мероприятия должны быть осуществлены налоговым органом в отведенный срок письмо Минфина от 18. Если истек срок проверки декларации по НДС и налогоплательщик не получил решение о продлении срока проверки, то в ответ на полученное требование о представлении пояснений или документов можно ответить письмом с просьбой уточнить основание направления требований.

Во-вторых, согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом постановление Президиума ВАС от 17. К акту, в котором приведены ссылки на мероприятия, назначенные за пределами срока проверки, рекомендуется подавать возражения, касающиеся исключения из числа доказательств тех, которые были истребованы за пределами проверки.

В данном случае значение имеет момент проведения контрольных мероприятий. Следует обратить внимание, что, например, направление требования, назначение экспертизы в течение срока проверки не всегда означает получение налоговым органом фактического результата от мероприятия в течение проверки. Когда акт проверки составлен, то в процессе рассмотрения материалов проверки, иными словами, уже за пределами срока проверки, руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля пункт 6 статьи 101 НК РФ.

В рамках указанных мероприятий налоговый орган вправе истребовать документы у налогоплательщика или лиц, располагающих сведениями о нем, допрашивать свидетелей, назначать экспертизу. К сожалению, практика показывает, что сам по себе срок проведения камеральной проверки не является пресекательным информационное письмо Президиума ВАС от 17. Пропуск срока не препятствует выявлению недоимки и составлению акта. Но есть примеры, когда в отношении камеральных проверок, продолжавшихся год и даже более, суды признавали пропуск установленного срока проведения камеральной проверки существенным нарушением.

НК РФ не предусмотрено составление справки после окончания камеральной налоговой проверки. За исключением особенностей проверки декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС и акцизов, налогоплательщик не извещается об окончании проверки, если она не выявила нарушений. Начало и окончание проверки, согласно пункту 3 статьи 100 НК РФ, указываются в акте камеральной налоговой проверки, который составляется в течение 10 дней после ее окончания.

Но акт составляется только при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах. После составления акта порядок рассмотрения материалов проверки, вынесения решения и дальнейшие процедуры для камеральной и выездной проверки совпадают.

При получении налоговым органом уже после окончания проверки доказательств допущенных налогоплательщиком нарушений, информация об обнаруженных нарушениях направляется в правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий, возможного принятия обеспечительных мер в рамках уголовно-процессуального законодательства письмо ФНС от 18.

В отношении налогоплательщика может быть назначена выездная налоговая проверка. С учетом складывающейся практики, скорее всего, необоснованное решение нижестоящего налогового органа о возмещении НДС будет отменено вышестоящим налоговым органом.

Полномочия по отмене решения нижестоящего налогового органа могут быть реализованы вышестоящим органом в пределах трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода определение Верховного суда от 31. То есть, в 2019 году — за периоды, начинающиеся с 2016 года, и последующие.

Возможно, что отмена решения, не соответствующего НК РФ у налогоплательщика отсутствовало право на возмещение НДС , будет проводиться в рамках процедуры, схожей с рассмотрением апелляционной жалобы. С извещением о времени и месте рассмотрения вопроса об отмене или изменения решения, принятого инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации определение Верховного Суда от 15. Но не обязательно, что это процедура будет соблюдаться.

На практике возможна отмена решения территориальной инспекции решением УФНС. Тем самым оставлено в силе будет решение территориальной инспекции об отказе в возмещении. В подобных ситуациях у налогоплательщика остается право на обращение в суд. При этом дело будет рассматриваться исходя из фактических обстоятельств. Результатом такой проверки может стать доначисление недоимки, пени, штрафа. Этот вывод был сделан Конституционным судом в определении от 08.

Более того, акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени пункт 1 письма ФНС от 07. Однако наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки.

Само по себе проведение выездной проверки не расценивается как преодоление налоговым органом решения суда, вынесенного по итогам камеральной проверки определение Конституционного суда от 10. Суд по итогам рассмотрения результатов выездной проверки того же налогоплательщика за тот же период может прийти к иному выводу. С учетом собранных доказательств, он может признать обоснованным новое решение налогового органа. Поделитесь с друзьями:.

Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям . Что означает нарушение налоговым органом срока проверки?.


Комментарии 2
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий