+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Экспертиза в рамках налоговой проверки

Экспертиза в рамках налоговой проверки — мероприятие налогового контроля, назначаемое на основании постановления.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Нюансы практики камеральных налоговых проверок. МАЙ 2016

Экспертиза в рамках налоговой проверки

экспертиза в рамках налоговой проверки
Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов По результатам выездной налоговой проверки составляется акт, .

В таких случаях налоговая в ходе налоговой проверки привлекает эксперта, руководствуясь ст. Цель привлечения эксперта при выездной налоговой проверке — получение налоговым органом достоверной и объективной информации о деятельности проверяемого налогоплательщика для привлечения его к ответственности. И нужно отметить, налоговые органы довольно часто прибегают к экспертизе в рамках налоговой проверки.

Законодательством предоставлено право самостоятельного принятия налоговыми органами решений о целесообразности проведения экспертизы в рамках налоговой проверки и даже право самостоятельного выбора экспертной организации и непосредственно эксперта.

Результаты проведенной в рамках выездной налоговой проверки экспертизы помогают налоговым органам использовать заключение эксперта в качестве основного доказательства в суде, наличие которого может привести к подтверждению или опровержению таких обстоятельств в отношении налогоплательщика, как: установление факта подписания документов конкретным лицом; определение времени давности изготовления интересующего документа; установление принадлежности товаров работ, услуг к определенному виду или группе; стоимость интересующего объекта, товара, основных средств налогоплательщика.

Согласно п. Основанием для назначения и проведения экспертизы налоговой проверки является как правило неопределенность в содержании документов проверяемого налогоплательщика: договоры с одним и тем же контрагентом, но разными датами составления, или с одной и той же датой, но разными предметами, документы, содержащие сведения о реализации несуществующего товара не оказанной услуги и т.

Налоговый орган может привлекать эксперта и назначить проведение экспертизы в рамках налоговой проверки даже после ее завершения при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, об этом сказано в статье 95 и абзаце 3 пункта 6 ст. Последовательно порядок проведения экспертизы в рамках налоговой проверки можно определить следующим образом: вынесение постановления о назначении экспертизы; ознакомление проверяемого налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы; составление протокола об ознакомлении налогоплательщика с постановлением о назначении и проведении экспертизы; передача налоговым органом материалов выездной налоговой проверки эксперту для исследования; непосредственное проведение экспертизы; оформление вынесение письменного заключения эксперта п.

Права и обязанности налогоплательщика и налогового органа при проведении экспертизы При проведении экспертизы в рамках налоговой проверки все участники процесса наделены определенными правами и обязанности. Так, при проведении экспертизы налоговый орган обязан ознакомить проверяемого налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы, разъяснить его права, отразив это в протоколе ознакомления.

Протокол должен быть составлен по утвержденной форме см. Помимо указанного, должностное лицо налогового органа, назначившее экспертизу, обязано перед началом ее проведения, разъяснить эксперту его права и обязанности, установленные пунктом 4,5, 8 статьи 95 Налогового кодекса РФ, а также предупредить эксперта об ответственности, предусмотренной статьей 129.

Также налоговый орган руководствуясь пунктом 4 статьи 102 Налогового кодекса РФ предупреждает эксперта за дачу заведомо ложного заключения, и поставить в известность, что утрата переданных ему для исследования документов, содержащих налоговую тайну и разглашение таких сведений влечет ответственность. В обязанности налогового органа входит заключение договора с выбранным экспертом экспертной организацией и обеспечение возможности присутствия проверяемого налогоплательщика при проведении экспертизы, а по ее завершению ознакомить проверяемого налогоплательщика с письменным заключением эксперта.

Что касается прав налогоплательщика при проведении экспертизы налоговой проверки, то он вправе заявлять ходатайства о назначении другого эксперта, заявлять отводы выбранному налоговым органом эксперту, однако, такой отвод налогоплательщик обязан мотивировать. Налогоплательщику предоставлено право ставить перед экспертом свои дополнительные вопросы, присутствовать при ее проведении, представить дополнительные вопросы на экспертизу, присутствовать при ее проведении, давать объяснения эксперту с разрешения должностного лица налогового органа, а также давать объяснения относительно результатов проведенной экспертизы, ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы, все эти права перечислены в п.

Любые объяснения, возражения или ходатайства проверяемого налогоплательщика, представленные в ходе или в связи с экспертизой в рамках налоговой проверки, должны быть приобщены к материалам выездной налоговой проверки. Эксперт также вправе заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, если имеющихся не достаточно см. Эксперт может указать в своем письменном заключении выводы об имеющих значение для дела обстоятельств, даже при отсутствии прямо поставленных участниками процесса вопросов по данным обстоятельствам, а также отказаться от дачи своего заключения, если предоставленные налоговым органом материалы, относящиеся к предмету исследования, недостаточны, а также в случаях, когда привлеченный эксперт не обладает необходимыми знаниями.

Письменное заключение должно быть выдано от имени эксперта, осуществляющего проведение экспертизы. Законодательством не предусмотрено право эксперта разрешать вопросы о наличии или отсутствии факта налогового правонарушения со стороны проверяемого налогоплательщика, в том числе имело ли место нарушение налогоплательщиком порядка налогового у чета или порядка сдачи налоговой отчетности, разрешение подобных вопросов правового характера в компетенцию эксперта при проведении экспертизы налоговой проверки не входят.

Запрещено самостоятельное истребование документов у налогоплательщика, необходимые эксперту для исследования предмета экспертизы налоговой проверки. Статья 129 Налогового кодекса РФ предусматривает наложение штрафа за отказ эксперта от участия в налоговой проверке, а также за дачу заведомо ложного заключения, который составляет 500 рублей. Однако такая ответственность наступает лишь в случае отказа назначенного эксперта после подписания заключения договора с налоговым органом.

Дополнительная и повторная экспертиза Порядок назначения и требования к назначению дополнительной и повторной экспертизы определен в статье 95 Налогового кодекса РФ. Порядок назначения налоговым органом дополнительной и повторной экспертизы аналогичен назначению первоначальной экспертизы см. Недостаточность или отсутствие полноты экспертного заключения, по результатам проведенной в ходе выездной налоговой проверки экспертизы, влечет инициирование налоговым органом проведения дополнительной экспертизы.

В постановлении о назначении дополнительной или повторной экспертизы налоговой проверки должностным лицом налогового органа должны быть указаны основания необходимости ее повторного проведения. Если результат проведенной экспертизы не устраивает налогоплательщика, он может опровергнуть выводы эксперта в суде. Заключение эксперта содержащее вероятностный вывод так же может быть доказательством в суде, об этом уже сложена судебная практика см. Постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г.

О проведении экспертизы в рамках налоговой проверки

Вы можете уточнить у автора степень его актуальности. Экспертиза в рамках налоговой проверки — мероприятие налогового контроля, которое назначают на основании постановления должностного лица, осуществляющего проверку, в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Экспертизу не могут назначит по вопросам бухгалтерского учета, вопросам права, а также по другим вопросам, познаниями по которым, либо полномочиями по разрешению которых должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа юристы и др.

ФНС РФ также обращает внимание на то, что при назначении экспертизы предпочтение следует отдавать тем ее видам и вопросам, которые дают основания налоговому органу полагать, что результаты экспертизы позволят установить нарушения законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах. Виды экспертиз, которые имеют приоритетное значение: идентификационная экспертиза по установлению принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров; экспертиза по определению стоимости товара; экспертиза по оценке стоимости недвижимого имущества, основных фондов, нематериальных активов, сметной стоимости строительства; экспертиза по определению объема выполненных работ услуг , количества произведенной продукции добычи полезных ископаемых , товаров; экспертиза информации на машинных носителях; криминалистическая экспертиза почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая.

Порядок назначения экспертизы Экспертизу назначают постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку. Экспертиза должна быть назначена в период проведения налоговой проверки. Постановление содержит сведения об основаних для назначения экспертизы, фамилию эксперта и наименование организации, в которой ее будут проводить, а также вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Должностное лицо должно ознакомить проверяемого с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить ему следующие права: заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта. Эксперт также обладает определенными правами.

В частности: знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов; при установлении при производстве экспертизы имеющих значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение; отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки при отсутствии указанных обстоятельств влечет налоговую ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 129 НК РФ, а именно взыскание штрафа в размере 500 рублей. Материалы для проведения экспертизы предоставляются в распоряжение эксперта должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку.

Если предоставленных материалов недостаточно для проведения экспертизы по поставленным вопросам в полном объеме, то эксперт имеет право ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов. Заключение эксперта Экспертиза завершается составлением заключения. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Если заключение неполное или недостаточно ясное, то может быть назначена дополнительная экспертиза. Дополнительная экспертиза может быть поручена тому же или другому эксперту. Наличие сомнение в правильности или обоснованности заключения эксперта являются основанием для проведения повторной экспертизы.

В отличие от дополнительной экспертизы, проведение повторной экспертизы может быть поручено только другому эксперту. В силу пункта 2 статьи 129 НК РФ, дача экспертом заведомого ложного заключения влечет налоговую ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей. Дата редакции: 12.

Экспертиза в рамках налоговой проверки — мероприятие налогового контроля, назначаемое на основании постановления.

Экспертиза в Налоговом кодексе РФ

Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, оф. Термины и принятые сокращения 1. Персональные данные ПД — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту ПД. Обработка персональных данных — любое действие операция или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники. Информационная система персональных данных ИСПД — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, — ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

Cookie — это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie — это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов.

Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена. Оператор — организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и или осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия операции , совершаемые с персональными данными.

Пользователь — пользователь сети Интернет. Общие положения 1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных далее — Политика составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции.

Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. Принципы обработки персональных данных 1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов: 2.

Обработка персональных данных 1. Получение ПД. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; 2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; 3.

Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; 4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; 5.

Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; 6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе далее — общедоступные персональные данные ; 7.

Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях: 1. Категории субъектов персональных данных. Обрабатываются ПД следующих субъектов ПД: 1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях; 2.

Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта; 5. ПД, обрабатываемые Оператором, — данные, полученные от Пользователей Сайта. Обработка персональных данных ведется: 1. Хранение ПД. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах файлообменниках в ИСПД. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Уничтожение ПД. Уничтожение документов носителей , содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления измельчения , химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок.

Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей. Передача ПД. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях: — субъект выразил свое согласие на такие действия; — передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

Перечень лиц, которым передаются ПД. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301 для целей, указанных в п. Защита персональных данных 1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных СЗПД , состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются: 1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

Осуществление внутреннего контроля и аудита. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора 1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям: 1. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: pavel tylik. Гамарника, дом 72, офис 301 11. После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

Обязанности Оператора. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет 1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет: 1. Автоматически собираемая информация. Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД: 3. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т.

Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД.

Заключительные положения 1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев: 1. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Матюшенкова, советник налоговой службы I ранга Налоговый кодекс Российской Федерации НК РФ содержит множество норм и принципов, новых для российского налогового законодательства и правоприменительной практики. Одна из новелл - право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков подпункт 12 п. Поговорим прежде всего об участии экспертов - именно у них, как представляется, наибольшие перспективы для реального участия в налоговом контроле.

В связи с этим и у налоговиков, и у налогоплательщиков возникает ряд практических вопросов: когда возможно привлечение экспертов, в какой форме и с какой целью, каков статус эксперта, как оплачивается его участие?

Согласно п. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Дать перечень случаев привлечения экспертов не представляется возможным. Таким образом, участие эксперта в налоговой проверке предопределяется правовыми нормами о проведении налоговых проверок. Налоговая проверка представляет собой форму контроля налогового органа за правильностью исчисления и уплаты налогов, порядка и сроков перечисления налоговых платежей в соответствующие бюджеты, а также за соблюдением иных норм законодательства о налогах и сборах.

Любая проверка предполагает осмотр и оценку налоговой отчетности, а также первичных бухгалтерских документов. Выездная налоговая проверка, кроме того, предполагает возможность проведения должностными лицами налоговых органов инвентаризации имущества налогоплательщика, производства осмотра обследования производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения часть 4 ст.

При выездной налоговой проверке могут производиться такие действия, как истребование документов, выемка документов и предметов ст. По результатам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или отсутствие таковых п.

Каждое из названных действий может стать поводом для участия эксперта. Осмотр, истребование и выемка, например, первичных бухгалтерских документов, могут потребовать оценки с точки зрения подлинности, отсутствия или наличия приписок, подчисток и т. Инвентаризация, осмотр предметов и помещений иногда требуют специальных навыков и знаний в области строительства, техники, товароведения и т. Здесь и могут помочь эксперты, обладающие специальными познаниями.

Могут ли представляться на экспертизу вопросы, связанные с бухгалтерским учетом или применением налогового законодательства?

Именно эти вопросы чаще всего оказываются спорными при проведении налоговых проверок. Очевидно, что эксперт не может ответить на вопросы, относящиеся к компетенции налоговых органов, например, о порядке исчисления того или иного налога или применении льгот. В то же время не видится препятствий к тому, чтобы в особо сложных или спорных случаях привлечь высококвалифицированного эксперта для решения вопросов бухгалтерского учета или вопросов соответствия закону ведомственных положений и инструкций.

Думается, что правовая экспертиза при налоговом контроле имеет право на существование и в случаях решения налоговым органом вопросов о подаче ходатайства о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной налогоплательщику, о предъявлении иска о признании недействительными сделок, и в иных случаях, когда прямо не затрагивается налоговое законодательство. Участие эксперта выгодно и полезно и налоговым органам, осуществляющим контроль, и налогоплательщикам. Каждый из них - персонаж заинтересованный, только интересы у них разные, а иногда и противоположные.

Поэтому участие в налоговом контроле независимого и незаинтересованного лица, способного снять своим заключением часть спорных вопросов, следует во многих случаях приветствовать.

Налогоплательщик, у которого производится выездная налоговая проверка, вправе просить налоговый орган о назначении экспертизы. Окончательное решение о привлечении эксперта принимает должностное лицо налогового органа. При назначении экспертизы приходится решать ряд конкретных вопросов: откуда приходит эксперт, как оформляется его участие в проверке, за счет чего обеспечивается его независимость, несет ли он какую-либо ответственность? Закон не указывает, что эксперт должен являться представителем какой-либо конкретной структуры.

Экспертом может быть любое лицо. Единственное условие - наличие специальных познаний. Экспертом может стать сотрудник специализированного экспертного учреждения, штатный либо работающий в нем на иных основаниях, или иной специалист в конкретной области. Поиск конкретного эксперта осуществляется должностным лицом налогового органа, как правило, из числа известных ему специалистов или организаций либо из числа лиц, указанных проверяемым налогоплательщиком.

Привлечение эксперта осуществляется на договорной основе п. Это означает необходимость заключить с экспертом гражданско-правовой договор об оказании услуг.

Второй стороной такого договора выступает налоговый орган, по решению которого назначается экспертиза. Договор о проведении экспертизы должен включать условия о правах, обязанностях и ответственности сторон, о предмете договора - в данном случае проведении экспертизы по конкретным вопросам, которые также должны быть отражены в договоре. В договоре фиксируются и условия об оплате труда эксперта.

Следует иметь в виду, что для привлечения лица в качестве эксперта требуется по крайней мере два документа - договор с экспертом и постановление должностного лица о назначении экспертизы. Указание о договорной основе привлечения эксперта позволяет сделать вывод о том, что привлечь эксперта без его желания невозможно. Поэтому и постановление целесообразно выносить после получения согласия эксперта на участие в производстве экспертизы. Это важно еще вот с какой точки зрения.

Статья 129 предусматривает ответственность эксперта за отказ от участия в налоговой проверке. Важно установить, с какого момента эксперт становится субъектом такой ответственности. Очевидно, что таким моментом является вынесение постановления налогового органа. Но и о наличии договора забывать нельзя, ведь именно договор свидетельствует о согласии эксперта участвовать в налоговой проверке.

Поэтому ответственность за отказ участвовать в налоговой проверке должна наступать только при условии, что проведение экспертизы было оформлено двумя документами - постановлением и договором. Поскольку речь зашла об ответственности, отметим, что эксперт может нести ответственность и за дачу заведомо ложного заключения.

Пунктом 2 ст. И вопросы, и заключение эксперта не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Вопросы должны быть сформулированы конкретно, а их перечень - полным и исчерпывающим.

Это естественно, поскольку именно обладание специальными познаниями делает эксперта экспертом, и он просто не сможет квалифицированно и грамотно провести экспертизу по вопросам, в которых не компетентен или которые неясно сформулированы. Эксперту дано право отказаться от дачи заключения, если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы п. Высокий уровень экспертизы гарантируется возможностью назначить дополнительную и повторную экспертизу п.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения. Повторная - в случае необоснованности заключения эксперта или наличия сомнений в его правильности.

Дополнительную экспертизу может выполнить тот же или другой эксперт, повторная поручается только другому эксперту. Тем самым обеспечивается как качество экспертизы и участие в ней высококлассных специалистов, так и ее обоснованность, ясность и полнота. Закон не указывает, кто оценивает экспертизу по всем этим параметрам, но можно обоснованно предположить, что это делают как налоговый орган, назначивший экспертизу, так и налогоплательщик, в отношении которого производится налоговая проверка.

Следовательно, оба эти субъекта вправе поставить под сомнение заключение эксперта и выдвинуть предложение о проведении повторной или дополнительной экспертизы. Порядок назначения и проведения экспертизы определен так, чтобы гарантировать ее обоснованность, полноту и объективность.

Порядок назначения экспертизы установлен п. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Эксперт вправе не ограничиваться предоставленными ему материалами, а знакомиться также с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Если эксперту не предоставлено достаточно материалов, он вправе отказаться от дачи заключения п. Заключение дается в письменной форме от имени эксперта п. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Таким образом, мы видим, что эксперт - субъект достаточно самостоятельный и независимый. У него достаточно прав и возможностей, чтобы обеспечить его экспертное заключение свойствами, ради которых и назначается экспертиза, - полнотой, обоснованностью, компетентностью, ясностью, однозначностью выводов.

Повлиять на эксперта не вправе ни налоговый орган, ни налогоплательщик. В исходе дела эксперт не заинтересован, что служит хорошей гарантией объективности его заключения. Закон предусматривает и права проверяемых лиц при производстве экспертизы.

Прежде всего в соответствии с п. Об ознакомлении с постановлением и о разъяснении прав составляется протокол. Какие права даны проверяемому лицу при назначении и производстве экспертизы? Эти права являются производными от прав налогоплательщика, предусмотренных ст.

НК РФ не содержит оснований отвода, но по аналогии с нормами налогового законодательства можно предположить, что основанием может служить заинтересованность эксперта в исходе дела, его зависимость от должностных лиц налогового органа или налогоплательщика, родственные отношения с кем-либо из них, производство экспертизы или консультирование в прошлом по делам этого налогоплательщика и т.

Окончательное решение о назначении эксперта остается за налоговым органом. Отклонение кандидатуры, предложенной проверяемым лицом, должно быть обоснованным и связанным с теми основаниями, что и отвод, заявляемый эксперту; 4 представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта.

Тем самым обеспечивается полнота и объективность заключения эксперта, исключается только обвинительный или только оправдательный характер вопросов, поставленных перед экспертом; 5 присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту. Присутствие проверяемого лица при проведении налоговой проверки при наличии его желания является правилом.

Представляется, что право должностного лица налогового органа не дать разрешение на присутствие при проведении экспертизы должно применяться обоснованно только в случаях, когда поведение проверяемого лица при проверке или экспертизе объективно препятствует их проведению или затрудняет его.

Во всех остальных случаях налогоплательщик может присутствовать при проведении экспертизы; 6 знакомиться с заключением эксперта. Это естественное право проверяемого лица, поскольку заключение эксперта является одним из возможных оснований включения в акт налоговой проверки фактов выявленных налоговых правонарушений.

Получив заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, проверяемое лицо имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. При назначении экспертизы одним из важнейших является вопрос об оплате расходов на ее проведение. НК РФ предусматривает, что экспертам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения, выплачиваются суточные.

Эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей п. Пункт 4 ст. Первым абзацем этого пункта установлен момент выплаты экспертам подлежащих выплате сумм - по выполнении ими своих обязанностей. Второй абзац содержит отсылочную норму о порядке и источниках выплаты таких сумм - порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.

Правительство РФ приняло постановление от 16. В соответствии с этим документом устанавливаются нормы оплаты расходов на проезд, наем жилого помещения и суточные.

Денежное вознаграждение, выплачиваемое эксперту за работу, выполненную по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг служебных обязанностей эксперта, должно соответствовать нормам оплаты, утвержденным Минтрудом России по согласованию с Минфином России.

Выплата причитающихся сумм производится на основании решения начальника заместителя начальника налогового органа в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета. Однако федеральный бюджет у нас довольно скуден, в нем не хватает средств на очень многие первостепенные вещи, например, на выплату зарплат и пенсий. Можно ли при таких условиях надеяться на то, что в нем реально и в достаточном количестве найдутся деньги на проведение налоговых экспертиз?

При назначении и проведении экспертизы в рамках налогового . Иначе говоря, налоговые органы в рамках выездной проверки вправе.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ?? Налоговая экспертиза // в т.ч. в рамках камеральной налоговой проверки


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий